Архив статей журнала

Исламский фактор в семейно-брачном поведении дагестанской молодежи (2024)
Выпуск: № 1 (23), Том 7 (2024)
Авторы: Шахбанова Мадина Магомедкамиловна

Постсоветский период Российского государства отметился религиозным возрождением, которое в настоящее время существенно укрепило свои позиции. Основанием для такого утверждения являются наблюдающиеся мощные религиозные процессы, особенно ярко проявляющиеся в регионах, население которых исповедует исламское учение.

Теоретическое обоснование. Современное дагестанское общество демонстрирует ориентированность на обозначение авторитета исламского учения и духовных лидеров, проповедующих внедрение в повседневную жизнь мусульманина положений о поведении и взаимоотношениях с окружающими, зафиксированных в Коране и Сунне. Свидетельством является увеличение количества религиозных зданий (мечетей), изменение облика мужчин и женщин, ношение ими мусульманской формы одежды, распространение полигамии.

Методы. Методологическую основу исследования составляет шкала социальной дистанции Богардуса, позволяющая выявить установки на межличностное взаимодействие в разных социальных сферах. Эмпирическое исследование проведено в 2023 г. методом случайного отбора. Объектом исследования является дагестанская молодежь. Предметом исследования выступают религиозные установки дагестанской молодежи в семейно-брачной сфере. Место проведения опроса: г. г. Махачкала, Дербент, Кизилюрт, Хасавюрт, а также Ботлихский, Дербентский, Казбековский, Кизлярский районы. Распределение по социально-демографическим параметрам: а) пол: мужчины – 249 чел. (48,8%), женщины – 261 чел. (51,2%); б) возраст: 15–17 лет – 144 чел. (28,3%), 18–25 лет – 173 чел. (34,0%), 26–35 лет – 193 чел. (41,7%); в) образование: неполное среднее – 74 чел. (14,4%), среднее – 107 (21,0%), среднее специальное – 173 чел. (34,1%), высшее – 156 чел. (30,5%); д) отношение к религии: убежденно верующий – 198 чел. (38,8%), верующий – 273 (53,5%), колеблющийся – 25 чел. (4,9%), неверующий – 11 чел. (2,2%), убежденно неверующий – 3 чел. (0,6%), N = 510.

Результаты и их обсуждение. Анализ семейно-брачного поведения дагестанской молодежи показывает существование в их массовом сознании негативного восприятия иноверца в статусе брачного партнера. Гендерный анализ показывает консервативность в позициях женской части в сравнении с мужской. Авторская гипотеза о влиянии уровня образования на формирование толерантного отношения к межрелигиозному брачному союзу эмпирическим материалом не подтверждается: подавляющая часть опрошенного молодого поколения дагестанцев не готова принять человека иного вероисповедания в статусе брачного партнера. Верификация эмпирики свидетельствует о доминировании позиции о недопустимости официального разрешения на многоженство.

Основные положения:
– для мусульманского населения всегда был приоритетным заключенный по исламским канонам брачный союз;
– дагестанская молодежь демонстрирует социальную дистанцированность в семейно-брачной сфере;
– дагестанская молодежь демонстрирует ориентацию на поддержание межличностного взаимодействия во всех социальных сферах, за исключением семейно-брачной.

Сохранить в закладках
Семейно-брачные отношения и демографические установки дагестанской семьи (2024)
Выпуск: № 1 (23), Том 7 (2024)
Авторы: ЗАГИРОВА ЭЛЬВИРА МАХАЧЕВНА

Демографическая проблематика стала одной из ключевых на повестке государственной семейной политики, ибо наблюдающийся спад рождаемости, рост смертности и разводимости, появление новых моделей семьи логично отражаются на состоянии института семьи в целом. Традиционная дагестанская семья также подвержена изменениям, происходящим в институте семьи, наблюдается снижение рождаемости, на смену многодетной семье пришла двухдетная семья, имеют место деструктивные явления в семейно-брачной сфере, в частности появление нехарактерной для дагестанского общества полигамии, благодаря чему увеличивается количество неполных семей, существует ориентированность на карьерный тип семьи и т. д. В связи с этим изучение семейно-брачных отношений, причин, побуждающих вступать в брак, их приоритетности и отражения на демографическом поведении представляется актуальным, ибо позволит прогнозировать демографическое поведение.

Теоретическое обоснование. Фамилисты активно обсуждают семейно-брачные установки и их отражение на демографическом поведении. Возросшее внимание научного сообщества к одному из аспектов социологии семьи обусловлено преобразованиями института семьи, появлением новых моделей брака (сожительство, которое именуется гражданским браком, распространение среди последователей ислама полигамии), внебрачной рождаемостью, увеличением возраста вступающих в брачный союз, ориентированностью на малодетность.

Методы. Предметом исследования выступают семейно-брачные установки дагестанского населения и их отражение на демографическом поведении. Социологический опрос проведен в 2024 г. в дагестанских городах (Дербент, Кизляр, Махачкала, Хасавюрт) и районах (Ботлихский, Дербентский, Левашинский, Хасавюртовский), N = 647. Методом исследования является массовый стандартизированный опрос. Распределение по социально-демографическим параметрам респондентов выглядит следующим образом: а) пол: мужчины 301 чел. (46,5%), женщины – 346 чел. (53,5%); б) семейное положение: замужем/женат – 303 чел. (46,8%), разведен(-а) – 167 чел. (25,8%), холост (не замужем) – 177 чел. (27,4%); в) возраст: 18–25 лет – 154 чел. (25,3%), 26–35 лет – 189 чел. (28,2%), 36–50 лет – 167 чел. (24,2%), старше 50 лет – 137 чел. (22,3%); г) образование: среднее – 249 чел. (38,5%), среднее специальное – 213 чел. (32,9%), высшее – 185 чел. (28,6%); д) отношение к религии: верующий – 552 чел. (85,3%), неверующий – 43 чел. (6,6%), колеблющийся – 52 чел. (8,1%).

Результаты и их обсуждение. Исследование показывает, что аргументами регистрации брачного союза для опрошенного дагестанского населения являются религиозный фактор, эмоции, рождение детей в законном супружеском союзе. Полученный эмпирический материал показывает векторы развития демографического поведения дагестанского населения, отношение к полигамии, во-первых, как к возможности для женщины стать матерью, во-вторых, как к способу решения проблемы одиночества. В целом в массовом сознании подавляющей части населения имеет место характеристика полигамии как отрицательного явления с доводом о ее деструктивной роли. Обозначенные респондентами намерения супружества показывают приоритетность мотивов и существование отличий по социально-демографическим параметрам. Семейно-брачные установки должны учитываться при разработке демографической политики.

Основные положения: – для легитимизации брачного союза ключевыми установками выступают исламские предписания наряду с эмоциональным компонентом (чувство любви) и рождением детей. Явно выраженных отличий мотивации по гендерной, возрастной, религиозной принадлежности, образовательному статусу респондентов не выявлено;
– брачные установки определяются не возрастом, а готовностью партнеров к супружеству, хотя комфортным считается интервал 19–25 лет;
-для опрошенных не имеет существенного значения такой социальный параметр, как этническая принадлежность брачного партнера: наблюдается толерантное отношение к супружеству сына с представительницей иной этнической общности по сравнению с межнациональным союзом дочери.

Сохранить в закладках
Религиозная самоидентификация дагестанской молодежи (2024)
Выпуск: № 3 (25), Том 7 (2024)
Авторы: Шахбанова Мадина Магомедкамиловна

Религиозное возрождение сопровождается противоречивыми векторами развития: с одной стороны, больше свободы и возможности в совершении религиозных обрядов и богослужения, с другой – появление религиозных течений, способствующих радикализации сознания, в данном контексте, ваххабитской идеологии. Сложные процессы в религиозной сфере дестабилизировали российское общество, вносили раскол между последователями разных вероисповеданий, более того, способствовали разладу внутри одного вероучения. Довольно болезненно процессы религиозного возрождения протекают в регионах, население которых исповедует исламское учение. Поэтому на фоне укрепления позиций религиозного духовенства, их влияния на массовое сознание населения актуализируется потребность в исследовании религиозной идентичности.

Методика и методология исследования. Общепринятой моделью социологического изучения идентичности и разных типов ее существования является анализ выражений каждого из них через призму интеграторов воспроизводства, в данном контексте, установление степени сопричастности человека с религиозной общностью, то есть единоверцами. Авторский социологический опрос по изучению религиозности и религиозной практики дагестанской молодежи проведен в 2023 г. методом случайного отбора. Место проведения опроса: гг. Махачкала, Дербент, Кизилюрт, Хасавюрт, Ботлихский, Дербентский, Казбековский, Кизлярский районы. Распределение по социально-демографическим параметрам: а) пол – мужчины 249 чел. (48,8 %), женщины – 261 чел. (51,2 %); б) возраст: 15–17 лет – 144 чел. (28,3 %), 18–25 лет – 173 чел. (34,0 %), 26–35 лет – 193 чел. (41,7 %); в) образование: неполное среднее – 74 чел. (14,4 %), среднее – 107 чел. (21,0 %), среднее специальное – 173 чел. (34,1 %), высшее – 156 чел. (30,5 %); д) отношение к религии: убежденно верующий – 198 чел. (38,8 %), верующий – 273 чел. (53,5 %), колеблющийся – 25 чел. (4,9 %), неверующий – 11 чел. (2,2 %), убежденно неверующий – 3 чел. (0,6 %); по территории проживания – городское население (N =231 или 45,2 %), сельское население (N=279 или 54,8 %): Махачкала (N=81), Дербент (N=51), Кизилюрт (N=12), Кизляр (N=23), Хасавюрт (N=64), Ботлихский (N=59), Дербентский (N=91), Казбековский (N=42), Кизлярский (N=87). Обработка собранного социологического материала осуществлена в программе FAR.

Результаты исследования. В статье анализируются результаты эмпирического исследования по изучению религиозности и религиозного поведения молодого поколения дагестанцев. Внимание акцентировано на установлении места религиозной идентичности молодого поколения дагестанцев в иерархии типов социальной идентичности, обозначении религиозной самоидентификации, выраженности осознания сопричастности с религиозной общиной и единоверцами. Ключевым в рамках данного исследования является установление веса параметра «религия» как консолидационного компонента.

Основные положения:
– верификация эмпирического материала позволяет сделать выводы, во-первых, о доминанте интегратора «религия», во-вторых, об осознании общности с единоверцами, в-третьих, ярко выраженной конфессиональной личной самоидентификации опрошенной дагестанской молодежи;
– реалии свидетельствуют о доминировании религиозной принадлежности, важности сопричастности к религиозной общине в противовес этническому и российскому типам идентичности;
- превалирование в массовом сознании опрошенного молодого поколения религиозной идентичности способно выполнять деструктивную функцию в современном дагестанском обществе. Основанием для такого утверждения является возрастание значимости исламского фактора в жизни молодого поколения, его ориентированность следовать постулатам исламского учения в повседневной жизни, широкая вовлеченность молодежи в исламскую образовательную систему, параллельное получение светского и религиозного образования;
– преобладание значимости религиозного фактора при ослаблении светского компонента в российском социуме будет иметь далеко идущие негативные последствия, ибо способно дестабилизировать межнациональную и межрелигиозную сферы современного дагестанского общества.

Сохранить в закладках