Архив статей журнала
Статья посвящена влиянию развития отечественных юридической науки и образования на специализацию судебной деятельности.
Выявлено, что, в отличие от западноевропейской правовой традиции, согласно которой именно правовая наука начинает развиваться еще в античный период и дает мощный толчок к развитию права и определяет векторы его развития в последующие периоды, российский опыт накопления юридического знания основывался в первую очередь на эмпирических началах.
В Российском государстве на протяжении долгого времени отсутствовали кадры для кристаллизации отправления правосудия в качестве самостоятельного служебного поприща. К тому же доктринальный вакуум по вопросам построения судебной системы не способствовал ее унификации.
В период до возникновения первых отечественных центров юридической науки и образования развитие знаний о юриспруденции достигалось в процессе нормотворческой деятельности верховной власти и правоприменения со стороны лиц, облеченных властными полномочиями. С конца XVIII века развитие российской юридической науки и образования постепенно синхронизируется с западноевропейской научно-педагогической традицией.
Отмечено, что возможность проведения Судебной реформы 1864 года во многом обусловлена в кадровом, организационном и идеологическом планах динамичным развитием юридического образования и правовой науки.