Архив статей журнала

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) (2024)
Выпуск: Т. 18 № 2 (54) (2024)
Авторы: Швецова Галина Николаевна, Швецова Майя Николаевна, Мальцева Елена Валентиновна

Введение. В настоящее время большую значимость приобретают вопросы, связанные с профессионально-педагогической активностью студентов - будущих учителей. Целью исследования является рассмотрение теоретико-методологических основ профессионально-педагогической активности студентов, готовящихся стать педагогами.

Материалы и методы. В процессе организации исследования были использованы следующие теоретические методы: изучение и анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы, синтез, обобщение, систематизация; классификация. Результаты, обсуждение. Проанализированы подходы к понятию «активность», «социальная активность», «активная жизненная позиция». Дается авторское определение феномена «активная жизненная позиция». Активность представлена на нескольких уровнях ее развития, авторы изучают каждый, показывая путь от простых форм активности организма к развитым формам социальной активности. Анализ социологической и психолого-педагогической литературы привел к выводу о том, что активность есть качество личности, отражающее готовность, стремление к действию. Раскрывается субъективное значение активности как явления психики, ее место в структуре личности человека. Анализируются подходы к активности как синониму деятельности в ее взаимосвязи с волей как качественной готовности к осуществлению деятельности.

Заключение. Профессионально-педагогическая активность предстает в единстве ее компонентов: когнитивного, мотивационного, поведенческого, где мотивационный признается ведущим в процессе формирования ее у студентов - будущих учителей. Необходимость изучения структуры профессионально-педагогической активности обоснована тем, что знание частей исследуемого нами качества личности повышает эффективность управления ее развитием в педагогическом институте. Результаты исследования показали, что компоненты профессионально-педагогической активности тесно связаны в личности педагога и их совокупность представляет собой целостную систему, а исследуемое нами качество личности будущего педагога носит характер интегрального свойства.

Сохранить в закладках