Архив статей

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПАЛЕСТИНО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА (2023–2024) В ОФИЦИАЛЬНЫХ ЗАЯВЛЕНИЯХ ХАМАС И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2025)
Выпуск: №3 (2025)
Авторы: Нестеров Егор Алексеевич, Нестерова Альбина Александровна

Цель. Выявить особенности репрезентации палестино-израильского конфликта в 2023–2024 гг. в официальных дискурсах исламского движения ХАМАС и руководства Российской Федерации; дать оценку степени конвергенции или дивергенции их позиций в контексте международного восприятия и политической риторики.

Процедура и методы. Основной метод, применяемый в работе, – критический дискурс-анализ (КДА). КДА позволяет не только деконструировать официальные позиции ХАМАС и России, но и раскрыть, как язык служит инструментом политической стратегии: формирует общественное мнение, легитимирует действия, воспроизводит иерархии власти и идеологические противоречия. Посредством анализа риторики и структуры официальных заявлений представляется возможным выявить стратегии, используемые для убеждения аудитории и легитимации действий сторон в условиях внутриконфликтной динамики.

Результаты. Выявленные сходства и различия в дискурсе негосударственного исламистского движения ХАМАС и Российской Федерации отражают специфику их позиций в системе международных отношений и обусловленность внешнеполитических стратегий различными уровнями ответственности и допустимого риторического пространства. В качестве субъекта международной политики, обладающего суверенитетом и стремящегося к обеспечению стабильного международного имиджа, Российская Федерация вынуждена придерживаться рамок дипломатической коммуникации, тогда как ХАМАС, функционируя вне традиционных норм государственной практики, может использовать более радикализированную и эмоционально окрашенную риторику. Палестино-израильский конфликт продолжает оставаться полем геополитического противостояния как региональных, так и глобальных акторов, которые используют палестинский вопрос в целях продвижения собственных интересов.

Теоретическая и / или практическая значимость заключается в том, что исследование углубляет понимание взаимодействия государственных и негосударственных акторов в контексте международных конфликтов, раскрывая механизмы формирования их дискурса через призму геополитических интересов и идеологических различий. Анализ официальных заявлений ХАМАС и Российской Федерации демонстрирует, как разнородные субъекты (негосударственная радикальная организация и суверенное государство) могут конвергировать в критике внешней политики третьих стран (например, США и Израиля) при сохранении принципиальных различий в риторике и стратегиях. Это позволяет расширить существующие теоретические рамки, объединяя подходы к изучению политического дискурса, геополитики и идеологии, а также вносит вклад в методологию сравнительного анализа дискурсов.

Сохранить в закладках
ПРЕСТУПНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ДЕСТРУКТИВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ АКТОРЫ (НА МАТЕРИАЛАХ БРАЗИЛИИ) (2024)
Выпуск: №1 (2024)
Авторы: Стригунов Константин Сергеевич, Манойло Андрей Викторович

Цель. Определение механизмов деструктивного влияния преступных организаций на бразильское государство.

Процедуры и методы. Исследование проведено на примере бразильских преступных организаций с использованием трилатерального континуума «криминал–терроризм–государство». Использовались также методы системного и сравнительного анализа, синтеза, обобщения и интерпретации результатов.

Результаты. Выявлен механизм деструктивного влияния преступных сообществ на бразильское государство в соответствии с предложенным методом. Были также выявлены условия, при которых преступные сообщества Бразилии де-факто следует приравнивать к террористическим организациям. Дано объяснение тому, что территориальный контроль и усиление преступных и / или террористических организаций теснейшим образом взаимосвязаны с деградацией государства и его институтов.

Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования расширяют понимание влияния преступных сообществ на государство на примере Бразилии. Использование континуума «криминал– терроризм–государство» в качестве метода исследования позволяет графически отобразить влияние криминальных и террористических организаций на государство.

Сохранить в закладках
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ (НА МАТЕРИАЛАХ ЗАМКНУТОГО ТОПЛИВНОГО ЯДЕРНОГО ЦИКЛА) (2025)
Выпуск: №2 (2025)
Авторы: Воронин Тимофей Валерьевич

Цель. Проанализировать влияние такого фактора, как замыкание ядерного топливного цикла, на обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации в условиях санкционных ограничений.

Процедура и методы. В статье проведён анализ взглядов российских и зарубежных исследователей о дальнейших перспективах развития атомной энергетики в России и в мире в целом, а также обобщена информация о реализации проекта «Прорыв», находящаяся в открытом доступе.

Результаты. Полученные результаты исследования показали, что промышленное применение замкнутого ядерного топливного цикла позволит обеспечить высокий уровень энергетической безопасности Российской Федерации, а также увеличит экспортный потенциал атомной отрасли российского топливно-энергетического комплекса.

Теоретическая и практическая значимость. Проведённое исследование обобщает современный материал по исследуемой теме, позволяя проводить дальнейшее изучение вопроса влияния замыкания ядерного топливного цикла на развитие межгосударственного сотрудничества России со странами-партнёрами. Сформулированы также предложения по реализации мер, направленных на дальнейшее укрепление российской атомной энергетики.

Сохранить в закладках
РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЙ МЕЖПАРЛАМЕНТСКИЙ ДИАЛОГ В СВЕТЕ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ (2025)
Выпуск: №1 (2025)
Авторы: Керимов Александр Алиевич, Заикин Андрей Анатольевич

Цель. Исследовать ключевые направления и выявить особенности межпарламентского сотрудничества между Россией и Китаем. Для достижения поставленной цели необходимо: выявить ключевые факторы, способствующие развитию и укреплению межпарламентских отношений; оценить текущее состояние межпарламентских связей; проанализировать факторы, влияющие на их развитие; определить приоритетные направления межпарламентского сотрудничества; спрогнозировать будущую траекторию межпарламентского сотрудничества, основываясь на тенденциях текущих и глобальных изменений в современном мире.

Процедура и методы. Анализ данной проблематики требует комплексного подхода и применения различных методов исследования. В статье использованы исторический метод, междисциплинарный подход, методы анализа экспертных оценок. В статье проанализированы и обобщены результаты исследований по данной теме, охарактеризованы механизмы и выявлены проблемы в реализации парламентской дипломатии между Россией и Китаем.

Результаты. Сотрудничество между законодательными органами России и Китая развивается в соответствии с принципами взаимного доверия и стратегического партнёрства. Основное внимание уделяется вопросам, связанным с экономическим сотрудничеством, безопасностью и культурным обменом. Перспективы дальнейшей интенсификации диалога определяются необходимостью укрепления двустороннего сотрудничества перед лицом глобальных вызовов.

Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут служить основой для разработки рекомендаций по укреплению межпарламентского сотрудничества, тем самым укрепляя экономические, культурные и гуманитарные связи между Россией и Китаем.

Сохранить в закладках