Архив статей журнала
Статья посвящена особенностям политической карикатуры советского периода. Анализируется понятие и содержательное наполнение термина «политическая карикатура». Автор наделяет политическую карикатуру характеристиками «зеркала эпохи», что может быть актуально в качестве исторического источника, содержащего информацию о социальной и политической повестке исследуемого этапа развития государства. Особое внимание автор уделяет периоду 20–30-х годов прошлого столетия как «золотому веку» политической карикатуры. Известные обстоятельства начала прошлого столетия, стремительно меняющаяся политическая обстановка, а также потребность в формировании нового «советского человека» обусловили высокий спрос на политическую карикатуру как жанра искусства, оголяющего острые углы общественных отношений. Именно при помощи политической карикатуры происходило формирование общественного сознания и настроения масс. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена ролью карикатуры в общественной жизни и сегодня. В частности, можно провести параллель влияния карикатурных изображений начала прошлого столетия на общественное настроение и современного этапа развития визуальных карикатурных изображений, отражающих политическую обстановку, социальный контекст общественных отношений и многие другие значимые вопросы повестки дня.
В статье рассматриваются проблемные аспекты формирования в обществе социальной культуры и личности человека в пределах его труда, быта, досуга; выделяется новая категория повседневной коммуникации – медийное время, связанное с регулярным потреблением социальной информации в пространстве медиа; характеризуются с помощью функционального анализа различные по контенту и формату способы усвоения информации, полученной в медиа, в вербальном и визуальном модусах: «чтение – размышление» и «смотрение – переживание», потребляемая людьми в общем объёме медийного времени социальная информации классифицируется по мегарефлексу (самосохранение) и по мегаинтересу (развитие). В заключение автором констатируется наличие в современной публичной сфере профицита визуальной (экранно-культурной) и дефицита вербальной (книжнокультурной) медийной продукции, иллюстрируется преимущественный перцептивный эффект читабельного способа потребления информации над смотрибельным аналогом при формировании социальной культуры. На основе сделанных наблюдений автор рассматривает возможность установления общественно-государственного – организационного, юридического, финансового – патронажа над газетным, журнальным, книжным сегментами производства, распространения, потребления социально значимой информации.
Статья направлена на описание современного состояния и роли в современной культуре основных традиционных механизмов трансляции культуры, сохранения культурной памяти и передачи её следующим поколениям (таких как обычаи, ритуалы, традиции, религия, миф, фольклор, искусство, образование, семья). Исследование проводилось на основе системного, деятельностного, интеграционного, исторического подходов; с помощью методов исторического анализа, структурно-функционального, аксиологического. Выявлено, что традиционные механизмы трансляции культуры продолжают играть важнейшую роль в современном культурном пространстве. В то же время их трансформация, наблюдаемая в настоящее время, отражает объективные тенденции развития общества и цивилизации в целом, их ускоренное развитие. Культура существует как совокупность традиционного и инновационного, она не может быть статичной и постоянно развивается. Проблему представляет реакция ряда представителей научного сообщества на видоизменение культурных инструментов. Динамика общественного и культурного развития в последние десятилетия стала более очевидной, чем ранее, что и вызвало появление у ряда исследователей желание вернуться назад, возродить традиционные механизмы трансляции культуры. Единство традиционных и инновационных механизмов трансляции культуры – гарантия её позитивного развития.