Архив статей журнала

Опыт разработки методики «Словарь эмоций» для диагностики когнитивного компонента эмоционального интеллекта младших школьников (2025)
Выпуск: Том 17, №1 (2025)
Авторы: Адаскина Анна Анатольевна, Баклыкова Ольга Александровна

В статье описываются результаты апробации диагностической методики «Словарь эмоций». Методика предназначена для определения разнообразия словарного запаса младших школьников в области обозначения эмоций и чувств. Бланки для тестирования содержат фотографии с изображением детей, на которых они взаимодействуют и проявляют разные эмоции и чувства. К каждой фотографии прилагается текст с описанием ситуации. В качестве стимульного материала взяты карточки из игры Ю. Б. Гиппенрейтер «Развиваем эмоциональный интеллект». Респондентам нужно назвать и записать в бланк название эмоции, которую испытывает ребенок, изображенный на фото, в конкретной представленной ситуации. Диагностика может проводиться как в групповом, так и в индивидуальном формате. В качестве показателей методики используются два параметра: количество слов (без повторов), которые ребенок использует для описания эмоциональных состояний, и количество правильных ответов (названная эмоция соответствует изображенной ситуации). Апробация была проведена на младших школьниках 6-11 лет с типичным развитием (96 человек). В статье приводятся данные о валидности и надежности методики, а также процентильная шкала тестовых норм. Предложенная методика может быть рекомендована для проведения исследований, оценки эффективности программ развития эмоционального интеллекта, для индивидуальной работы с младшими школьниками.

Сохранить в закладках
Стандартизация методики «Перцептивное моделирование» для детей 5-6 и 6-7 лет (2024)
Выпуск: Том 16, №3 (2024)
Авторы: Чумаченко Дмитрий Валерьевич, Ягловская Елена Константиновна

В современных социокультурных условиях необходим надежный диагностический инструментарий для оценки психического развития ребенка, который при этом позволял бы корректировать задачи образовательной деятельности. В статье отражены результаты адаптации и стандартизации методики «Перцептивное моделирование», входящей в диагностический комплект оценки умственного развития дошкольников (Л. А. Венгер и сотрудники). Выборка исследования состояла из двух групп: детей 4-6 (N=1003) и детей 5-7 (N=1516) лет. В этих группах детям предъявлялись разные варианты методики, учитывающие возрастную специфику сформированности перцептивных действий. Адаптация методики «Перцептивное моделирование» предполагала перевод ее в электронный вид, изменение системы оценки полученных результатов и статистическую проверку возможности ее использования в такой форме для решения диагностических задач. Процедура стандартизации методики показала наличие хорошей внешней и внутренней валидности, ее диагностическую надежность. Статистический анализ выявил отсутствие значимых гендерных различий при выполнении методики и наличие значимых различий между нормотипичными детьми и детьми с ОВЗ (нарушение речи, слуха и задержка психического развития). В результате стандартизации были определены возрастные нормы овладения детьми шестого и седьмого годов жизни действиями перцептивного моделирования для нормотипичных детей и детей с ОВЗ.

Сохранить в закладках