Архив статей журнала

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ ОСНОВЫ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: АРИЯН М.А., Горобинская Надежда Владимировна

Статья описывает проблему формирования смысловой основы языкового образования, которая является важнейшим условием всестороннего развития учащегося средствами иностранного языка. Объектом проведенного исследования является процесс формирования ценностно-смысловых ориентаций старшеклассников в ходе овладения иноязычной коммуникативной компетенцией. Для решения поставленной задачи проведен анализ официальных документов, определяющих требования к иноязычной подготовке школьников на уровне среднего общего образования, рассмотрены диссертационные исследования и научные статьи, которые выполнены отечественными и зарубежными авторами. Методологической основой исследования являются коммуникативно-когнитивный, деятельностный, личностно-ориентированный, социально-развивающие подходы. В исследовании обосновывается значимость ценностно-смыслового начала в учебном процессе по иностранным языкам и определяются условия формирования ценностно-смысловой сферы личности. Ценностно-смысловая основа речемыслительной деятельности школьников включает совокупность знаний, представлений, опыта и ценностных ориентаций и формируют основу для понимания, интерпретации и создания смысла в речевой деятельности учащихся. Авторы рассматривают необходимость смысловой целостности содержания иноязычного образования, которая может быть обеспечена, в частности, за счет формирования и укрепления междисциплинарных связей. Утверждается, что важным компонентом содержания языкового образования должны быть тексты, содержащие ценностносмысловые ориентиры. Авторы также пытаются обосновать особую значимость социально заостренных речевых ситуаций, которые создают условия для формирования социально-нравственной позиции старшеклассника. Предложены примеры заданий, которые позволяют сделать обучение личностно значимым, направленным не только на усвоение знаний, но и на обретение смыслов как элементов личного опыта.

Сохранить в закладках