Архив статей журнала

ЧЕК-ЛИСТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СРАВНИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Кашкарева Елена Алексеевна, Фомина Ольга Николаевна

Статья посвящена описанию технологии использования чек-листа при проведении уроков русского языка в поликультурной среде на примере изучения сравнительных конструкций; выявлению и рассмотрению методических тенденций применения чек-листа на уроках русского языка, представлению обучающего потенциала чек-листа и его функций, возможностей его внедрения. Авторами предложены методические разработки по использованию чек-листов на уроках русского языка в поликультурной среде по изучению сравнительных конструкций, составлены образцы чек-листов и упражнения, направленные на глубокое изучение языкового явления, обеспечивающие учебную мотивацию обучающихся, формирование их языковой и коммуникативной компетенций, а также успешное достижение запланированных образовательных результатов. Определен потенциал чек-листа в эффективном и одновременном решении нескольких важнейших методических задач, связанных с необходимостью четкого структурирования учебного материала, организацией самостоятельной деятельности учащихся, обеспечением возможности контроля прогресса результатов учебной деятельности, определением уровня освоения школьниками предметных знаний.

Сохранить в закладках
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОМПОНЕНТОВ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЩЕНИЙ) (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Левушкина Ольга Николаевна

Данная статья посвящена разработке логики лингвокультурологического анализа компонентов речевого этикета на примере обращений. В статье раскрывается лингвокулътурологический потенциал элементов речевого этикета, и в частности обращений. Предложено проводить лингвокулътурологический анализ обращений в три этапа: во-первых, определение вида обращения на основе сферы его функционирования и способов его выражения; во-вторых, выявление функций, которые выполняет обращение в данном контексте, в зависимости от сферы функционирования и в связи со способами выражения; в третьих, в случае метафоричности и/или интертексту-алъности обращения выявляются их дополнительные смысловые наращения путем культурологического комментария. Приведены примеры лингвокультурологического анализа обращений из писем А. С. Пушкина. Подчеркивается важная роль обучения лингвокультурологическому анализу в процессе обучения русскому языку как родному и как иностранному.

Сохранить в закладках