Архив статей журнала
В статье представлен опыт изучения романа Л. Н. Толстого «Война и мир» в отечественной школе первой половины ХХ в. Анализ трудов, вышедших в этот период, позволяет проследить формирование методических традиций изучения романа-эпопеи. Автор делает акцент на подходах, методах и приемах изучения романа, обоснованных в методических системах известных педагогов-словесников (М. А. Рыбникова, В. В. Голубков и др.) и получивших распространение в практике учителей литературы. Особое внимание уделено работе Т. Г. Браже «Целостное изучение эпического произведения» (1964, переиздание в 2000), на несколько десятилетий определившей методику школьного изучения романа. На основе анализа педагогического опыта актуализированы отдельные концепции, подходы и приемы изучения романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
В статье рассматривается становление и развитие отечественного школьного математического образования советского (XX в.) и российского (XX-XXI в.) периодов - различные подходы, существовавшие учебники, происходившие в нем реформы, среди которых: реформы первой половины XX в.; реформа А. Н. Колмогорова (1970-е гг.); реформа А. Н. Тихонова (1980-е гг.); дифференцированное обучение (1990-е гг.); введение ЕГЭ по математике (2001 г.); утверждение концепции развития математического образования в РФ (2013 г.): введение новых федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных образовательных программ (2022 г.); принятие решения о единых учебниках математики (2023 г.). Анализируются достижения и проблемы, которые имелись в эти периоды и которые имеются сегодня. Предлагаются меры по повышению качества школьного математического образования и усиления мотивации учащихся к выбору профессий, связанных с математикой, в том числе обновление концепции развития математического образования в Российской Федерации, обращается особое внимание на меры по ее реализации.
В статье рассматривается деятельность выдающихся музыкантов-педагогов конца XIX - ХХ в. К. Н. Игумнова и его ученика и последователя Я. И. Мильштейна. Взгляды на суть исполнительского искусства, педагогические и исполнительские концепции и убеждения этих музыкантов освещаются в контексте отечественных традиций музыкального образования и функционирования механизма преемственности, последовательно связывающего разные этапы их развития. Выявляются различные подходы к совершенствованию пианистического мастерства молодых музыкантов, подчеркивается значимость обучения культуре звукоизвлечения, «горизонтального мышления», слышания, выразительного интонирования музыкального материала. Важным условием развития музыканта является воспитание его самостоятельности, творческой активности, инициативы в поиске собственной интерпретации изучаемого произведения. Утверждается, что осмысление и систематизация опыта прошлого, следование традициям и их обновление помогает выстраивать траекторию современной педагогики музыкального образования.
Статья посвящена изучению романа Л. Н. Толстого «Война и мир» в отечественной школе второй половины ХХ в. Анализ трудов, вышедших в этот период, позволяет проследить развитие методических традиций изучения романа-эпопеи. На основе анализа методических работ, школьных программ и учебников по литературе автором определяется направленность изучения романа, выделяются основные пути, методы и приемы школьного анализа романа «Война и мир». Обобщение педагогического опыта позволяет установить связь поисков словесников второй половины ХХ в. с деятельностью педагогов конца XIX - первой половины ХХ в., выявить наиболее перспективные для современной образовательной практики идеи и конкретные методические рекомендации.