В статье представлен опыт изучения романа Л. Н. Толстого «Война и мир» в отечественной школе первой половины ХХ в. Анализ трудов, вышедших в этот период, позволяет проследить формирование методических традиций изучения романа-эпопеи. Автор делает акцент на подходах, методах и приемах изучения романа, обоснованных в методических системах известных педагогов-словесников (М. А. Рыбникова, В. В. Голубков и др.) и получивших распространение в практике учителей литературы. Особое внимание уделено работе Т. Г. Браже «Целостное изучение эпического произведения» (1964, переиздание в 2000), на несколько десятилетий определившей методику школьного изучения романа. На основе анализа педагогического опыта актуализированы отдельные концепции, подходы и приемы изучения романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
Идентификаторы и классификаторы
По-своему тематические блоки видит С. А. Золотарев в работе «О преподавании родного языка и литературы» (1909): «Интеллигенция и народ» (Пьер и Каратаев), «Отцы и дети» (Петя Ростов и старый граф). Такая трактовка стала основой проблемно-тематического изучения романа [3, с. 79–80]. В. П. Шаблиовский [4] описал возможности графического метода в изучении романа, тем самым став у истоков методов, используемых в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Список литературы
1. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. М.: ВЛАДОС, 2009. 1. Алферов А. Д., Грузинский А. Сборник вопросов по истории русской литературы. Курс средней школы. М.: Изд. кн. магазина В. В. Думнова, 1917. 88 с.
2. Антипова А. М. Традиции изучения творчества Л. Н. Толстого в школе // “Толстой - это целый мир”: Статьи и исследования / отв. ред. Н. И. Бурнашева. М.: Пашков дом, 2004. С. 178-199.
3. Золотарев С. А. О преподавании родного языка и литературы (с приложением примерного плана для совместного преподавания истории и литературы). М., 1909. 82 с.
4. Шаблиовский П. В. Схематизация как дидактический прием // Родной язык в школе. 19141915. № 6. С. 299-308.
5. Программы для I и II ступени семилетней единой трудовой школы. 1921. 356 с.
6. Рыбникова М. А. Избранные труды: к столетию со дня рождения. М.: Моск. тип. № 4, 1985. 248 с.
7. Рыбникова М. А. Русская литература в вопросах, темах и заданиях (Вопросник по русской литературе для занятий 7, 8 и 9 групп школ 2-й ступени и для педтехникумов). М.: Мир, 1927. 149 с.
8. Голубков В. В. Методика преподавания литературы: Пособие для преподавателей литературы и студентов лит. фак. М.: Учпедгиз, 1945. 340 с.
9. Голубков В. В. Новый путь изучения художественных произведений и составления письменных работ: пособие для самообразования, родителей и преподавателей. М.: Труд, 1909. 161 с.
10. Павловец М. Г. Школьный канон как поле битвы. Часть первая: историческая реконструкция. URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/neprikosnovennyy_zapas/106_nz_2_2016/article/11916/(дата обращения: 01.02.2023).
11. Абрамович Г. Л., Брайнина Б. Я., Еголин А. М. Русская литература. Учебник для 9 класса. Ч. 2: 1860-1905 гг. М.: УЧПЕДГИЗ, 1939. 199 с.
12. Литвинов В. В. Изучение пейзажа романа Толстого “Война и мир” в IX классе // Литература в школе. 1956. № 2. С. 82-86.
13. Гордеева Н. Б. Изучение мастерства Л. Н. Толстого в школе (“Война и мир”). М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. 120 с.
14. Бражник Н. И. Изучение романа Л. Н. Толстого “Война и мир” в средней школе. М.: Учпедгиз, 1957. 89 с.
15. Сергейчева А. Ф. Изучение романа Л. Н. Толстого “Война и мир” в школе. Тула: Кн. изд-во, 1964. 123 с.
16. Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения. М.: Просвещение, 1964. 271 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен обзор отечественных и зарубежных исследований, посвященных анализу разных компонентов устной речи у детей с дизартрией. На основании поиска и оценки работ по проблеме диагностики дизартрии у детей с применением субъективных и инструментальных методов исследования в период 2000-2023 гг. выделены следующие критерии для анализа: тип статьи; анализируемые компоненты устной речи (дыхание, артикуляция, фонация, просодия); применяемые методы исследования. Источники, включенные в обзор и соответствующие критериям поиска (п = 215), показали, что преимущественное количество исследований, посвященное изучению компонентов устной речи у детей с дизартрией, основываются на психолого-педагогическом наблюдении, цифровые методы применяются реже. В статье представлены объективные характеристики устной речи детей с дизартрией, полученные с применением таких инструментальных методов оценки, как кинематический анализ, акустический спектрографический анализ речи, электромиография, электромагнитная артикулография, электропалатография и др. Ознакомление специалистов в области речевых нарушений с современными инструментальными методами обследования способствует расширению представлений о возможностях получения объективных данных при изучении компонентов устой речи у детей с дизартрией. Это позволит наметить новые направления исследований с привлечением цифровых методов для разработки современных диагностических и коррекционных методик преодоления дизартрических нарушений у детей.
Как показывают исследования, количество детей, находящихся на длительном лечении, увеличивается в последние годы. Это связано не только с распространением онкологических и иных агрессивных, угрожающих жизнедеятельности болезней в детской популяции, но и с быстрым темпом развития медицинских технологий, позволяющих все большему количеству детей, столкнувшихся с серъезными заболеваниями, сохранить жизнь и - при условии комплексной поддержки и регулярной медико-социальной реабилитации - иметь благоприятные жизненные перспективы. В статье обосновывается необходимость целенаправленной подготовки специалистов, способных к психолого-педагогической работе в различных институциональных формах, в частности, в условиях медицинского стационара. Представлена вузовская модель «Читательского клуба», который авторы статьи рассматривают как педагогический инструмент, способствующий развитию читательской компетенции студентов как части профессиональной культуры, необходимой для обеспечения персонализации образовательного процесса в госпитальных школах. Приведены этапы функционирования «Читательского клуба», логика выстраивания деятельности его участников и перспективы применения читательских практик с детьми на длительном лечении.
В статье рассматривается становление и развитие отечественного школьного математического образования советского (XX в.) и российского (XX-XXI в.) периодов - различные подходы, существовавшие учебники, происходившие в нем реформы, среди которых: реформы первой половины XX в.; реформа А. Н. Колмогорова (1970-е гг.); реформа А. Н. Тихонова (1980-е гг.); дифференцированное обучение (1990-е гг.); введение ЕГЭ по математике (2001 г.); утверждение концепции развития математического образования в РФ (2013 г.): введение новых федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных образовательных программ (2022 г.); принятие решения о единых учебниках математики (2023 г.). Анализируются достижения и проблемы, которые имелись в эти периоды и которые имеются сегодня. Предлагаются меры по повышению качества школьного математического образования и усиления мотивации учащихся к выбору профессий, связанных с математикой, в том числе обновление концепции развития математического образования в Российской Федерации, обращается особое внимание на меры по ее реализации.
В рамках введения обновленных ФГОС ООО от школы требуется уделить особое внимание не только достижению требований к предметным результатам обучения, но и развитию функциональной грамотности и soft skills. В рамках реализации данного направления особое внимание уделяется повышению уровня математической грамотности обучающихся как составного элемента функциональной грамотности. Ключевыми предметами в общеобразовательной школе, способствующими данному процессу, становятся математика, физика и информатика. Поскольку потенциал метапредметности и межпредметной связи предмета математики прямо зависит от его потенциала как учебно-образовательной системы, то в статье производится критическая оценка содержания обучения, даются предложения по его оптимизации в аспекте направленности как на формирование математической грамотности, так и на развитие ума, мышления обучающихся, формирование их математической культуры, метаматематических знаний. Обращая внимание на математическую составляющую, автор отмечает, что в настоящее время в рамках реализации основной общеобразовательной программы (ООП) акценты смещаются в область возможности применения математических знаний, умений и навыков к задачам повседневной действительности. Таким образом, для повышения уровня математической грамотности как составного элемента функциональной грамотности требуется межпредметное рассмотрение курса математики и поиск путей реализации межпредметных связей. С этой точки зрения в качестве примера для такой реализации был рассмотрен вопрос составления и решения учебных задач, которые могут быть использованы при проведении бинарных или интегрированных уроков по математике и физике. Интегративность содержания бинарных уроков по математике и физике означает необходимость синтеза знаний, способов деятельности обучающихся для его реализации, что позволяет обучающимся лучше усваивать материал, так как они могут видеть связь между разными предметами.
В статье рассматривается журналистская деятельность М. А. Булгакова в газете «Рабочий» в качестве газетного репортера в период с 1 марта по сентябрь 1922 г. Автор исследует начальный период журналисткой деятельности М. А. Булгакова в большевистской печати до сотрудничества с газетами «Гудок» и «Накануне». В своей статье автор акцентирует внимание на том факте, что начало журналисткой деятельности М. А. Булгакова в советской периодике было связано с жанром газетного репортажа. Исследование автора строится на фундаментальных работах основных биографов писателя и диссертациях, посвященных схожей тематике, дневниковых записях М. А. Булгакова и личных исследованиях оригинальных подшивок газеты «Рабочий» периода 1922 г.
В статье рассмотрено движение рабочих и сельских корреспондентов. Рабкоры действовали в городах, а сельские корреспонденты работали в селах и деревнях. Также начало появляться движение юнкоров и пикоров. Через десять лет потребность в таких специалистах у государства отпала. Но все равно во многих газетах продолжали работать народные корреспонденты. В 1950-е и 1960-е гг. государство попыталось возродить работу рабочих корреспондентов. Был принят ряд документов, которые должны были помочь восстановить рабкоровское движение и тем самым улучшить качество советской прессы. В 1970-е и 1980-е гг. рабкоры активно писали на благо общества и освещали проблемы, которые волновали советских граждан. В 1990-е гг. и в начале XXI в. рабкоры практически исчезли со страниц газет. В настоящее время некоторые газеты продолжают публиковать письма читателей. Например, в газете «Гудок» есть рубрики «Письма» и «Рабкоры». Но это уже больше похоже на традицию.
В данной статье исследуется медиаобраз России в информационных программах сирийского телевидения. Исследование направлено на выявление ключевых компонентов медиаобраза и понимание влияния телевизионных программ на формирование восприятия России в сирийском обществе. Исследование базируется на комплексном подходе, включая контент-анализ, case-studies и когнитивный анализ, позволяющий объединить количественные и качественные данные, а также учесть контекстуальные и психологические аспекты. Эмпирическим способом определены ключевые компоненты медиаобраза России, включающие пространственный медиаобраз (образ территорий), медиаобраз населения, медиаобраз власти и медиаобраз лидера. Особое внимание уделяется влиянию объектных и субъектных факторов на формирование образа страны. Результаты исследования позволяют понять, каким образом медиаобраз России формируется в информационных программах сирийского телевидения и какие факторы влияют на восприятие этого образа сирийской аудиторией.
В статье предпринята попытка исследовать сетевые формы литературного контента как части медиакультуры, которую автор рассматривает в рамках аксиологического подхода. Активное освоение литературных текстов отечественной медиакультурой началось на рубеже XX-XXI вв. Открытость медиакультуры, ее постоянная обновляемость - плодотворная почва для медиатизации литературы. Взяв за основу эксперименты с так называемыми досетевыми гипертекстами, создатели авторских проектов, используя цифровые технологии, создали новый тип контента, ставшего полноправной частью как медиакультуры в целом, так и медиаискусства как ее составляющей. Интерактивные литературные проекты в интернет-пространстве конца 1990-х - начала 2000-х находятся на стыке массовой и элитарной культуры, являясь при этом одним из способов эстетического освоения действительности массовой аудиторией.
Великий немецкий писатель - Иоганн Вольфганг Гёте стал кумиром своих современников и последователей. Сюжеты его произведений многократно обрабатывались и становились поводом для рефлексии среди последующих поколений. Роман «Страдания юного Вертера» стал наиболее популярным произведением среди современников и как породил моду на форму эпистолярного романа, так и сделал модель поведения Вертера примером для подражания. Если в XIX в. Гёте оставался непререкаемым авторитетом для многих литературных поколений, то в эпоху модернизма писатели полемизировали в отношении статуса немецкого гения и его произведений. В статье авторы пытаются проследить, как литература XX в. рефлексирует над Гёте и его героем на примере повести «Тесные врата» (1907) Андре Жида (1869-1951), «Тропик рака» (1934) Генри Миллера (1891-1980) и «Лотты в Веймаре» (1939) Томаса Манна (1875-1955).
Юрий Линник - выдающийся поэт, ученый, философ, литературовед, культуролог, искусствовед, писатель, создатель множества музеев, преподаватель и член Союза писателей России, чье творчество оставило глубокий след в мире современной поэзии. В центре нашего внимания находится венок сонетов «Движенье», который помогает рассмотреть некоторые тематические, стилистические и верификационные особенности стефанистики Ю. В. Линника последних лет. Анализ художественно-выразительных средств, структуры и основных мыслей, заложенных в этих стихотворениях, а также комментарии позволяют более глубоко понять и оценить сонетное творчество поэта 2015-2018 гг. Венок сонетов «Движенье» является ярким примером мастерства Юрия Линника в использовании художественных приемов и создании особого стиля. Он виртуозно играет с языком и ритмом, достигая глубокой эмоциональной насыщенности и выразительности. В целом стихотворный венок «Движенье» Юрия Линника проникнут философией, глубокими образами и гармонией природы и космоса, что делает его творения настоящими произведениями искусства и вдохновляющими для читателей.
Статья посвящена поэтическому сборнику английского поэта Теда Хьюза «Письма на день рождения». Книга была напечатана в 1998 г. и очень скоро заняла первые позиции в списке британских бестселлеров. В основе сборника история отношений Хьюза с американской поэтессой Сильвией Плат. В 1956 г. они стали супругами, а в 1963 г. Сильвия покончила с собой. Долгое время Хьюз никак не комментировал гибель жены, хотя многие считали его виновником смерти Плат. 35 лет спустя он в «Письмах на день рождения» пытается определить причины, которые привели к трагическому финалу. Главную причину Хьюз усматривает в предопределенности ее судьбы, ориентированной на подобную развязку.
Издательство
- Издательство
- МПГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- Юр. адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- ФИО
- Алексей Владимирович Лубков (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@mpgu.su
- Контактный телефон
- +7 (499) 2466011