В статье представлен обзор отечественных и зарубежных исследований, посвященных анализу разных компонентов устной речи у детей с дизартрией. На основании поиска и оценки работ по проблеме диагностики дизартрии у детей с применением субъективных и инструментальных методов исследования в период 2000-2023 гг. выделены следующие критерии для анализа: тип статьи; анализируемые компоненты устной речи (дыхание, артикуляция, фонация, просодия); применяемые методы исследования. Источники, включенные в обзор и соответствующие критериям поиска (п = 215), показали, что преимущественное количество исследований, посвященное изучению компонентов устной речи у детей с дизартрией, основываются на психолого-педагогическом наблюдении, цифровые методы применяются реже. В статье представлены объективные характеристики устной речи детей с дизартрией, полученные с применением таких инструментальных методов оценки, как кинематический анализ, акустический спектрографический анализ речи, электромиография, электромагнитная артикулография, электропалатография и др. Ознакомление специалистов в области речевых нарушений с современными инструментальными методами обследования способствует расширению представлений о возможностях получения объективных данных при изучении компонентов устой речи у детей с дизартрией. Это позволит наметить новые направления исследований с привлечением цифровых методов для разработки современных диагностических и коррекционных методик преодоления дизартрических нарушений у детей.
Идентификаторы и классификаторы
отечественной литературе были представлены работы, связанные с изучением лексико-грамматического строя (12,0%) и связной речи (7,2%), фонематических процессов (6,0%). Изучение моторных функций в отечественной литературе преимущественно было посвящено исследованию общей и тонкой моторики (16,9%), в то время как в зарубежных источниках этому компоненту в исследованиях уделялось значительно меньшее внимание (6,7%) и касалось оценки артикуляционной моторики. Исследованию дыхания были посвящены единичные работы как в отечественной (3,6%), так и в зарубежной (1,4%) литературе. В зарубежных источниках изучение функции дыхания осуществлялось вместе с оценкой голосового и артикуляционного отделов речевого аппарата и разборчивости устной речи.
Список литературы
286 с. EDN: RBAAJR
2. Винарская Е. Н. Дизартрия. М.: ACT: Астрель, 2005. 141 с.
3. Панченко-Миль И. И. Дизартрические и анартрические расстройства речи у детей с ДЦП и особенности логопедической работы с ними. Изд. 2-е. М.: Н. Гайдук, 2021. 311 с.
4. Приходько О. Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста // Специальное образование. 2010. № 2. С. 68-78. EDN: MSUDOR
5. Allison K. M., Hustad K. C. Data-Driven Classification of Dysarthria Profiles in Children with Cerebral Palsy // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2018. No. 10 (12). P. 2837-2853.
6. Allison K. M., Hustad K. C. Impact of sentence length and phonetic complexity on intelligibility of 5-year-old children with cerebral palsy // International Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2014. No. 16 (4). P. 396-407.
7. Lee J., Hustad K. C., Weismer G. Predicting speech intelligibility with a multiple speech subsystems approach in children with cerebral palsy // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2014. No. 57 (5). P. 1666-1678.
8. Белякова Л. И., Филатова Ю. О., Волоскова Н. Н. Ранние признаки речевых расстройств при психоорганическом синдроме у детей // Научные основы дифференциальной диагностики речевой патологии в детском возрасте: моногр. / под ред. Ю. О. Филатовой. М.: НКЦ Образование, 2022. С. 7-38. EDN: OHMXJC
9. Haas E., Ziegler W., Scholderle T.Intelligibility, speech rate, and communication efficiency in children with neurological conditions: a longitudinal study of childhood dysarthria // American Journal of Speech-Language Pathology. 2022. No. 31 (4). P. 1817-1835. EDN: MDZKCM
10. Intelligibility of 4-year-old children with and without cerebral palsy / K. C. Hustad, B. Schueler, L. Schultz [et al.] // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2012. No. 55 (4). P. 1177-1189.
11. Patel R., Hustad K. C., Connaghan P. Relationship Between Prosody and Intelligibility in Children with Dysarthria // Journal of Medical Speech-Language Pathology. 2012. No. 20 (4). P. 133 -139.
12. Балашова И. Н., Ванчакова Н. П. Шкала оценки дизартрии как инструмент клинической работы логопеда // Учен. зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. 2016. № 1. С. 312-316. EDN: VJFWBL
13. Extensions to the Speech Disorders Classification System (SDCS) / L. D. Shriberg, M. Fourakis, S. D. Hall [et al.] // Clinical Linguistics and Phonetics. 2010. No. 24 (10). P. 795-824.
14. Nordberg A., Miniscalco C., Lohmander A. Consonant production and overall speech characteristics in school-aged children with cerebral palsy and speech impairment // International Journal of Speech-Language Pathology. 2014. No. 16 (4). P. 386-395.
15. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ: Астрель, 2007. 344 с. EDN: QVLLNR
16. Dysarthria and dysphagia following treatment for a fourth ventricle choroid plexus papilloma / P. L. Cornwell, B. E. Murdoch, E. C. Ward [et al.] // Journal of Clinical Neuroscience. 2003. No. 10 (4). P. 506-512.
17. Филатова Ю. О., Белякова Л. И., Лулу Шаза Али. Возможности биотехнологий в изучении и коррекции речевых нарушений у детей // Научные основы здоровьесбережения детей с особыми образовательными потребностями / ФГБНУ “ИКП РАО”. М., 2021. С. 129-133. URL: item.asp?id=48136334 (дата обращения: 28.05.2023). EDN: FXGWKD
18. Лопатина Л. В. Фонетико-фонематические нарушения и их коррекция у дошкольников со стертой дизартрией: моногр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 259 с.
19. Филатова Ю. О., Реймер К. В. Объективные характеристики голоса при дизартрии у младших школьников // Специальное образование. 2018. № 2 (50). С. 100-111. EDN: XRBNYT
20. Лопатина Л. В. Особенности мелодического оформления высказываний детьми со стертой дизартрией // Изв. Южного федерального ун-та. Педагогические науки. 2010. № 5. С. 214-221. EDN: MHVMGV
21. Kuschmann A., Lowit A. Sentence stress in children with dysarthria and cerebral palsy // International Journal of Speech-Language Pathology. 2019. No. 21 (4). P. 336-346.
22. Range and Precision of Formant Movement in Pediatric Dysarthria / K. M. Allison, L. Annear, M. Policicchio [et al.] // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2017. No. 12 (7). P. 1864-1876.
23. Hustad K. C., Gorton K., Lee J. Classification of speech and language profiles in 4-year-old children with cerebral palsy: a prospective preliminary study // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2010. No. 53 (6). P. 1496-1513.
24. Neuromuscular and biomechanical adjustments of the speech mechanism during modulation of vocal loudness in children with cerebral palsy and dysarthria / M. R. Edgson, B. V. Tucker, E. D. Archibald [et al.] // Neurocase. 2021. No. 27 (1). P. 30-38. EDN: YMWAHM
25. Kinematic analysis of tongue movement control in spastic dysarthria / H. Kim, R. Panying, L. Torrey [et al.] // Interspeech. 2010 Sept. P. 2578-2581.
26. Murdoch B. E., Goozee J. V EMA analysis of tongue function in children with dysarthria following traumatic brain injury // Brain Injury. 2003. No. 17 (1). P. 79-93.
27. Morgan A., Liegeois F., Occomore L. Electropalatography treatment for articulation impairment in children with dysarthria post-traumatic brain injury // Brain Injury. 2007. No. 21 (11). P. 1183-1193.
28. Vitorino J. Laryngeal function: a comparative analysis between children and adults subsequent to traumatic brain injury // Journal of Head Trauma Rehabilitation. 2009. No. 24 (5). P. 374-383.
29. Marchant J. M., McAuliff J., Huckabee M. L. Treatment of articulatory impairment in a child with spastic dysarthria associated with cerebral palsy // Developmental Neurorehabilitation. 2008. No. 11 (1). P. 81-90.
30. Лопатина Л. В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология. 2003. № 5. С. 45-52. EDN: TRJHMF
31. Приходько О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2008. С. 13-14. EDN: QWJBPV
32. Nip I. S.Interarticulator coordination in children with and without cerebral palsy // Developmental Neurorehabilitation. 2017. No. 20 (1). P. 1-13.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается профессионально-методическая подготовка студентов - будущих учителей иностранного языка в условиях необходимости укрепления культурного, научного и национального суверенитета нашей страны, раскрывается опыт проектирования и реализации ценностного содержания педагогического иноязычного образования. Обосновываются ценностные ориентиры, выступающие в качестве доминантного компонента содержания профессиональной подготовки будущих учителей. Предлагаются инструменты, обеспечивающие формирование ценностных ориентаций у студентов педагогических вузов, раскрывается роль отдельных учебных дисциплин в формировании аксиологической культуры будущего учителя иностранного языка.
Данная статья посвящена вопросу разработки учебника русского языка для детей наших соотечественников за рубежом, обучающихся в русской школе. Создание такого учебника обусловлено необходимостью сохранения русскоязычного пространства в странах проживания наших соотечественников, особенно в складывающихся сегодня социокультурных и политических условиях, а также потребностями методической теории, в которой учебник русского языка не был предметом изучения. Автор раскрывает особенности методической организации культуроведческого содержания искомого учебника посредством выделения его основных компонентов и способов его представления с учетом специфики межкультурного языкового образования в начальной школе.
Метафора, будучи одним из основных средств словесной образности, опирается на концептуальную систему языка и является способом структурирования действительности для носителей определенной этнокультуры. В связи с этим процесс декодирования русскоязычной метафоры билингвами, проживающими вне пределов РФ и для которых русский язык не является доминантным, представляет определенные сложности, связанные с недостаточным владением русской концептуальной системой и неумением распознавать ассоциативные компоненты, выраженные в форме образно-метафорических коннотаций. Наша работа направлена на обоснование необходимости формирования метафорической компетенции, понимаемой как способность реализовывать потенциал метафоры в процессе коммуникации, осмысления реальности и извлечения фоновых культурных знаний. Целью данного исследования является разработка алгоритма последовательного развития метафорической компетенции у билингвов в процессе обучения русскому языку. Реализация исследования проходила в два основных этапа. На теоретическом этапе были проанализированы случаи языковых и авторских метафор фантастической повести К. Булычева «Заповедник сказок». На втором, экспериментальном, этапе проведена работа с материалами, в которой участвовали 34 русско-греческих билингва в возрасте 11-12 лет. Результаты исследования показали, что большинство метафор в русскоязычном художественном дискурсе не может быть правильно интерпретировано билингвами без знаний фоновой информации национальной культуры. Кроме того, способность билингвов создавать метафоры в письменном тексте напрямую зависит от системной работы на уроках русского языка, направленной на формирование метафорической компетенции у двуязычных школьников.
Данная статья посвящена разработке логики лингвокультурологического анализа компонентов речевого этикета на примере обращений. В статье раскрывается лингвокулътурологический потенциал элементов речевого этикета, и в частности обращений. Предложено проводить лингвокулътурологический анализ обращений в три этапа: во-первых, определение вида обращения на основе сферы его функционирования и способов его выражения; во-вторых, выявление функций, которые выполняет обращение в данном контексте, в зависимости от сферы функционирования и в связи со способами выражения; в третьих, в случае метафоричности и/или интертексту-алъности обращения выявляются их дополнительные смысловые наращения путем культурологического комментария. Приведены примеры лингвокультурологического анализа обращений из писем А. С. Пушкина. Подчеркивается важная роль обучения лингвокультурологическому анализу в процессе обучения русскому языку как родному и как иностранному.
Данная статья посвящена ритмико-интонационные навыкам, формирование которых способствует усвоению младшими школьниками звуковой стороны иноязычной речи и становлению иноязычной речевой способности. Анализируются понятия «навык», «ритмико-интонационные навыки», «речевой слух», «фонетический слух», «фонематический слух», «интонационный слух». Уточняется содержание обучения произношению на уроках иностранного языка в начальной школе.
Статья посвящена проблеме внедрения гендерного подхода в образовательный процесс с использованием игровой деятельности. Автор рассматривает различные точки зрения на понятие «игра» и ее функции, а также на основе обобщения научно-методической литературы обосновывает значимость использования различных видов игр на уроках истории для формирования гендерной идентичности подростков.
Статья посвящена вопросам использования интерактивных образовательных технологий в работе со студентами. В статье рассматриваются методические особенности организации занятий на основе трех интерактивных технологий. Автор обращает внимание на теоретические аспекты проблемы и приводит наиболее яркие примеры реализации интерактивных технологий по тематике отечественной культуры. Все задания практико-ориентированные и имеют интерактивную природу. Впоследствии эти интерактивные задания студенты будут использовать в своей практике учителей истории.
Настоящая статья посвящается проблеме формирования культуры движений у детей старшего дошкольного возраста. Актуальность статьи определена необходимостью правильной организации двигательной деятельности в дошкольных образовательных организациях, поиска новых научных и методических подходов. В статье анализируются различные позиции, отражающие содержание понятий «двигательная культура» и «культура движений», также выводится определение «культуре движений ребенка старшего дошкольного возраста» и выделяются ее компоненты: мотивационный, когнитивно-двигательный, творческий. На основе анализа научных трудов, методических пособий по физическому и музыкально-ритмическому воспитанию дошкольников, данных, полученных автором в результате экспериментальной деятельности, выявляются возможности формирования культуры движений у детей старшего дошкольного возраста.
В связи с реформой образования и непрерывным развитием образовательных технологий перед традиционной формой обучения встают новые задачи и требования. Современное образование ставит во главу угла учеников, подчеркивает самостоятельность процесса обучения и разностороннее развитие. Особенно в изобразительном искусстве традиционная форма обучения часто вызывает у детей чувство скуки. Традиционные модели обучения в основном ориентированы на учителя, подчеркивают одностороннюю передачу знаний и игнорируют мотивацию и инициативу учащихся в обучении. Цель данного исследования - изучить важность игр для развития мотивации детей в изобразительном искусстве. Благодаря наблюдению и анализу игр, а также обзору соответствующей литературы выясняется, что игры играют положительную роль в развитии мотивации детей к изобразительному искусству. Геймификация также может повысить интерес и участие детей в художественном образовании. Внедряя игровые элементы в художественное образование, дети оказываются более вовлечены в процесс обучения. Кроме того, игры могут стимулировать творческие способности и воображение детей, улучшать их эстетическое чувство, а также способствовать пониманию и восприятию изобразительного искусства. Таким образом, игровая методика может стать одним из эффективных средств начального художественного образования.
В статье рассматривается проблема формирования у школьников рефлексивных умений на уроке иностранного языка в школе; обосновывается значимость их формирования для познавательно-коммуникативной деятельности учащихся; описываются пути развития рефлексивных умений у школьников на уроке иностранного языка; раскрываются функции рефлексии в образовательном процессе по иностранному языку; приводится перечень видов рефлексии; дается развернутая характеристика эмоциональной рефлексии учащегося и предлагаются приемы обучения, направленные на формирование умений эмоциональной рефлексии на разных образовательных уровнях в школьном иноязычном образовании; раскрываются критерии и показатели сформированности у школьников умений эмоциональной рефлексии средствами иностранного языка.
Актуальность статьи обусловлена важностью повышения возможностей содержания основного общего биологического образования в развитии мышления обучающихся в связи с существующей тенденцией к снижению уровня образовательных результатов в основной школе по естественнонаучным предметам (согласно данным национального исследования качества образования). Цель статьи -подойти к решению проблемы развития естественнонаучного мышления системно, через построение соответствующей методики (включающей целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный компоненты) и ее апробации в ходе опытно-экспериментальной работы. Целевой компонент методики - планируемые познавательно-логические учебные действия построены с учетом педагогической таксономии, направленной на последовательное усложнение познавательной деятельности. Содержательный компонент усилен на основе введения теоретических понятий принципа системности («система», «живая система и ее свойства»), рассмотрения живых систем в порядке их соподчинения (от клетки и организма - к популяции, виду, природному сообществу и экосистеме). Это продиктовано логикой научного познания (нельзя понять свойства сложной системы, не изучив ее элементы - более просто организованные системы). Обращение к принципу системности обусловлено необходимостью усиления интегративной и экологической направленности содержания, реализации его возможностей в формировании естественнонаучного мышления. Процессуальный компонент методики основан на применении задачной технологии, адекватной педагогической таксономии; овладении способами познавательно-логической и исследовательской деятельности, методологией научного исследования. В статье обосновано, что в качестве средств диагностики раз- вития естественнонаучного мышления могут служить уровневые характеристики, отражающие овладение планируемыми познавательными действиями и входящими в них логическими операциями.
Статья посвящена проблеме формирования у младших школьников российской идентичности с помощью работы над текстовыми задачами с национально-региональным содержанием. В работе приводится типизация задач с выделением религиозной, идеологической, национальной и территориальной идентичности. Отталкиваясь от анализа литературных источников, авторы статьи останавливаются на национальной и территориальной идентичности, демонстрируя возможности их формирования посредством текстовых математических задач. В статье предложена авторская классификация задач национально-регионального содержания, сформулированы цели каждого из выделенных блоков, представлены конкретные задачи, составленные на материале Республики Мордовия.
В статье представлен один из типов заданий новой рабочей тетради по геометрии для 7-го класса к учебнику авторов Л. С. Атанасян и др. Предлагается использовать наглядные схемы для обучения доказательным рассуждениям. Описаны различные виды упражнений, основой которых является прием схематизации, способствующий осознанному овладению учащимся процессом решения задачи на доказательство. Также рассмотрены приемы развития умения самоорганизации при работе со схемами.
Целью данной статьи является изучение опыта, особенностей и влияния Китая в сфере образования в условиях цифровизации с опорой на международную версию Национальной платформы государственных услуг «умного образования» Китая и Национальной платформы «умного образования». В материалах исследования описываются статус создания платформ, рассматриваются основные содержательные особенности данных платформ, включая электронные учебные ресурсы, сервисные проекты, обширная поддержка шестью языками и многие другие функции. В представленном материале обсуждается влияние цифровизации на образование в Китае. Авторы попытались обосновать использование национальных платформ Китая как определенный ресурс международного сотрудничества, академической мобильности обучающихся и преподавателей. Изучая международную версию Национальной платформы государственных услуг «умного образования» Китая и Национальной платформы «умного образования», мы можем получить более глубокое понимание опыта и особенностей Китая в условиях цифровизации образования, а также его последствий для развития глобального образования в условиях цифровизации.
Современная система образования Чада имеет структуру, схожую с большинством стран мира. При этом с 1960-х гг. в образовательной политике Чада не преодолены проблемы высокой неграмотности населения, низкого качества образования в условиях педагогики больших групп, второгодничества, гендерного неравенства в получении образования, нехватки учителей и преподавателей. Для современного Чада важна приверженность к соблюдению конституционных основ государства, однако сохраняется противоречие между задачами государства по реализации государственной политики в сфере образования и техническими возможностями управления модернизацией чадского образования с опорой на африканские ценности. В статье показаны правовые основания развития государственной политики в сфере образования в республике Чад.
В статье представлен опыт изучения романа Л. Н. Толстого «Война и мир» в отечественной школе первой половины ХХ в. Анализ трудов, вышедших в этот период, позволяет проследить формирование методических традиций изучения романа-эпопеи. Автор делает акцент на подходах, методах и приемах изучения романа, обоснованных в методических системах известных педагогов-словесников (М. А. Рыбникова, В. В. Голубков и др.) и получивших распространение в практике учителей литературы. Особое внимание уделено работе Т. Г. Браже «Целостное изучение эпического произведения» (1964, переиздание в 2000), на несколько десятилетий определившей методику школьного изучения романа. На основе анализа педагогического опыта актуализированы отдельные концепции, подходы и приемы изучения романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
Как показывают исследования, количество детей, находящихся на длительном лечении, увеличивается в последние годы. Это связано не только с распространением онкологических и иных агрессивных, угрожающих жизнедеятельности болезней в детской популяции, но и с быстрым темпом развития медицинских технологий, позволяющих все большему количеству детей, столкнувшихся с серъезными заболеваниями, сохранить жизнь и - при условии комплексной поддержки и регулярной медико-социальной реабилитации - иметь благоприятные жизненные перспективы. В статье обосновывается необходимость целенаправленной подготовки специалистов, способных к психолого-педагогической работе в различных институциональных формах, в частности, в условиях медицинского стационара. Представлена вузовская модель «Читательского клуба», который авторы статьи рассматривают как педагогический инструмент, способствующий развитию читательской компетенции студентов как части профессиональной культуры, необходимой для обеспечения персонализации образовательного процесса в госпитальных школах. Приведены этапы функционирования «Читательского клуба», логика выстраивания деятельности его участников и перспективы применения читательских практик с детьми на длительном лечении.
В статье рассматривается становление и развитие отечественного школьного математического образования советского (XX в.) и российского (XX-XXI в.) периодов - различные подходы, существовавшие учебники, происходившие в нем реформы, среди которых: реформы первой половины XX в.; реформа А. Н. Колмогорова (1970-е гг.); реформа А. Н. Тихонова (1980-е гг.); дифференцированное обучение (1990-е гг.); введение ЕГЭ по математике (2001 г.); утверждение концепции развития математического образования в РФ (2013 г.): введение новых федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных образовательных программ (2022 г.); принятие решения о единых учебниках математики (2023 г.). Анализируются достижения и проблемы, которые имелись в эти периоды и которые имеются сегодня. Предлагаются меры по повышению качества школьного математического образования и усиления мотивации учащихся к выбору профессий, связанных с математикой, в том числе обновление концепции развития математического образования в Российской Федерации, обращается особое внимание на меры по ее реализации.
В рамках введения обновленных ФГОС ООО от школы требуется уделить особое внимание не только достижению требований к предметным результатам обучения, но и развитию функциональной грамотности и soft skills. В рамках реализации данного направления особое внимание уделяется повышению уровня математической грамотности обучающихся как составного элемента функциональной грамотности. Ключевыми предметами в общеобразовательной школе, способствующими данному процессу, становятся математика, физика и информатика. Поскольку потенциал метапредметности и межпредметной связи предмета математики прямо зависит от его потенциала как учебно-образовательной системы, то в статье производится критическая оценка содержания обучения, даются предложения по его оптимизации в аспекте направленности как на формирование математической грамотности, так и на развитие ума, мышления обучающихся, формирование их математической культуры, метаматематических знаний. Обращая внимание на математическую составляющую, автор отмечает, что в настоящее время в рамках реализации основной общеобразовательной программы (ООП) акценты смещаются в область возможности применения математических знаний, умений и навыков к задачам повседневной действительности. Таким образом, для повышения уровня математической грамотности как составного элемента функциональной грамотности требуется межпредметное рассмотрение курса математики и поиск путей реализации межпредметных связей. С этой точки зрения в качестве примера для такой реализации был рассмотрен вопрос составления и решения учебных задач, которые могут быть использованы при проведении бинарных или интегрированных уроков по математике и физике. Интегративность содержания бинарных уроков по математике и физике означает необходимость синтеза знаний, способов деятельности обучающихся для его реализации, что позволяет обучающимся лучше усваивать материал, так как они могут видеть связь между разными предметами.
В статье рассматривается журналистская деятельность М. А. Булгакова в газете «Рабочий» в качестве газетного репортера в период с 1 марта по сентябрь 1922 г. Автор исследует начальный период журналисткой деятельности М. А. Булгакова в большевистской печати до сотрудничества с газетами «Гудок» и «Накануне». В своей статье автор акцентирует внимание на том факте, что начало журналисткой деятельности М. А. Булгакова в советской периодике было связано с жанром газетного репортажа. Исследование автора строится на фундаментальных работах основных биографов писателя и диссертациях, посвященных схожей тематике, дневниковых записях М. А. Булгакова и личных исследованиях оригинальных подшивок газеты «Рабочий» периода 1922 г.
В статье рассмотрено движение рабочих и сельских корреспондентов. Рабкоры действовали в городах, а сельские корреспонденты работали в селах и деревнях. Также начало появляться движение юнкоров и пикоров. Через десять лет потребность в таких специалистах у государства отпала. Но все равно во многих газетах продолжали работать народные корреспонденты. В 1950-е и 1960-е гг. государство попыталось возродить работу рабочих корреспондентов. Был принят ряд документов, которые должны были помочь восстановить рабкоровское движение и тем самым улучшить качество советской прессы. В 1970-е и 1980-е гг. рабкоры активно писали на благо общества и освещали проблемы, которые волновали советских граждан. В 1990-е гг. и в начале XXI в. рабкоры практически исчезли со страниц газет. В настоящее время некоторые газеты продолжают публиковать письма читателей. Например, в газете «Гудок» есть рубрики «Письма» и «Рабкоры». Но это уже больше похоже на традицию.
В данной статье исследуется медиаобраз России в информационных программах сирийского телевидения. Исследование направлено на выявление ключевых компонентов медиаобраза и понимание влияния телевизионных программ на формирование восприятия России в сирийском обществе. Исследование базируется на комплексном подходе, включая контент-анализ, case-studies и когнитивный анализ, позволяющий объединить количественные и качественные данные, а также учесть контекстуальные и психологические аспекты. Эмпирическим способом определены ключевые компоненты медиаобраза России, включающие пространственный медиаобраз (образ территорий), медиаобраз населения, медиаобраз власти и медиаобраз лидера. Особое внимание уделяется влиянию объектных и субъектных факторов на формирование образа страны. Результаты исследования позволяют понять, каким образом медиаобраз России формируется в информационных программах сирийского телевидения и какие факторы влияют на восприятие этого образа сирийской аудиторией.
В статье предпринята попытка исследовать сетевые формы литературного контента как части медиакультуры, которую автор рассматривает в рамках аксиологического подхода. Активное освоение литературных текстов отечественной медиакультурой началось на рубеже XX-XXI вв. Открытость медиакультуры, ее постоянная обновляемость - плодотворная почва для медиатизации литературы. Взяв за основу эксперименты с так называемыми досетевыми гипертекстами, создатели авторских проектов, используя цифровые технологии, создали новый тип контента, ставшего полноправной частью как медиакультуры в целом, так и медиаискусства как ее составляющей. Интерактивные литературные проекты в интернет-пространстве конца 1990-х - начала 2000-х находятся на стыке массовой и элитарной культуры, являясь при этом одним из способов эстетического освоения действительности массовой аудиторией.
Великий немецкий писатель - Иоганн Вольфганг Гёте стал кумиром своих современников и последователей. Сюжеты его произведений многократно обрабатывались и становились поводом для рефлексии среди последующих поколений. Роман «Страдания юного Вертера» стал наиболее популярным произведением среди современников и как породил моду на форму эпистолярного романа, так и сделал модель поведения Вертера примером для подражания. Если в XIX в. Гёте оставался непререкаемым авторитетом для многих литературных поколений, то в эпоху модернизма писатели полемизировали в отношении статуса немецкого гения и его произведений. В статье авторы пытаются проследить, как литература XX в. рефлексирует над Гёте и его героем на примере повести «Тесные врата» (1907) Андре Жида (1869-1951), «Тропик рака» (1934) Генри Миллера (1891-1980) и «Лотты в Веймаре» (1939) Томаса Манна (1875-1955).
Юрий Линник - выдающийся поэт, ученый, философ, литературовед, культуролог, искусствовед, писатель, создатель множества музеев, преподаватель и член Союза писателей России, чье творчество оставило глубокий след в мире современной поэзии. В центре нашего внимания находится венок сонетов «Движенье», который помогает рассмотреть некоторые тематические, стилистические и верификационные особенности стефанистики Ю. В. Линника последних лет. Анализ художественно-выразительных средств, структуры и основных мыслей, заложенных в этих стихотворениях, а также комментарии позволяют более глубоко понять и оценить сонетное творчество поэта 2015-2018 гг. Венок сонетов «Движенье» является ярким примером мастерства Юрия Линника в использовании художественных приемов и создании особого стиля. Он виртуозно играет с языком и ритмом, достигая глубокой эмоциональной насыщенности и выразительности. В целом стихотворный венок «Движенье» Юрия Линника проникнут философией, глубокими образами и гармонией природы и космоса, что делает его творения настоящими произведениями искусства и вдохновляющими для читателей.
Статья посвящена поэтическому сборнику английского поэта Теда Хьюза «Письма на день рождения». Книга была напечатана в 1998 г. и очень скоро заняла первые позиции в списке британских бестселлеров. В основе сборника история отношений Хьюза с американской поэтессой Сильвией Плат. В 1956 г. они стали супругами, а в 1963 г. Сильвия покончила с собой. Долгое время Хьюз никак не комментировал гибель жены, хотя многие считали его виновником смерти Плат. 35 лет спустя он в «Письмах на день рождения» пытается определить причины, которые привели к трагическому финалу. Главную причину Хьюз усматривает в предопределенности ее судьбы, ориентированной на подобную развязку.
Издательство
- Издательство
- МПГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- Юр. адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- ФИО
- Алексей Владимирович Лубков (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@mpgu.su
- Контактный телефон
- +7 (499) 2466011