Архив статей журнала

РЕСТАВРАЦИЯ КАРТИНЫ «КРЕЩЕНИЕ ХРИСТА» ИЗ СОБРАНИЯ СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ СВЯТО-ТРОИЦКОГО СОБОРА АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Поцелуева Татьяна Леонидовна

За трехвековую историю Александро-Невской лавры как ее архитектурные памятники, так и предметы декоративно-прикладного искусства и многочисленные живописные работы, находящиеся в храмах, церквях и других сооружениях обители, становились объектами ремонтных и реставрационных работ. Процесс поддержания сохранности уникальных объектов шел на протяжении всего существования монастыря, особенно активизируясь в знаковые для обители годы. Так масштабная работа по реставрации объекта культурного наследия была проведена в связи с празднованием 300-летнего юбилея с даты основания уже в XXI в. Но, несмотря на большой объем выполненной работы, решить все проблемы, связанные с сохранением памятника, не удалось. Поэтому, под руководством наместника Александро-Невской лавры епископа Назария в рамках подготовки торжеств, связанных с 800-летием Святого Благоверного князя Александра Невского, была разработана концепция развития монастыря и приспособления зданий для современного использования, включающая комплексную, самую крупную за все существования обители, реставрацию. Материал данной статьи посвящен одному из предметов, хранящихся в монастыре: выполненной Михаилом Федоровичем Воиновым одноименной копии картины «Крещение Христа» мастера болонской школы Франческо Альбани. Автором рассматривается история бытования данного предмета живописи, описывается опыт всестороннего изучения памятника, выбора методик его консервации и реставрации (в том числе подбора технологии устранения поздней поновительской перемастиковки и записи).

Сохранить в закладках
ОПЫТ ИССЛЕДOВАНИЯ ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ДОМА КУПЦА КУЛКОВА В ВОЛОГДЕ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Лукин Владимир Николаевич, Альтапова Алёна Александровна

Статья посвящена изложению результатов комплексных научных исследований объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом, XIX в.», расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Набережная VI Армии, д. 81. В ходе подготовки научно-проектной документации по сохранению памятника авторами были проведены историко-архивные и натурные исследования. Полученные материалы легли в основу решений по реставрации объекта и изложены в основной части данной публикации.

Сохранить в закладках
КОРОНА В ДЕКОРЕ ИКОНОСТАСА. ИКОНОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕКТА РЕСТАВРАЦИИ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Еремин Дмитрий Александрович, Шигапова Алина Радиковна

Поступивший в реставрацию к специалистам Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица памятник — резная деревянная корона — позволил, с одной стороны, взглянуть на корону как на декоративную деталь убранства храмов православной традиции, а с другой — расширить понимание символической значимости этого предмета. Рассматривая корону не только как атрибут царской власти, но и как элемент религиозного значения, можно увидеть, как социокультурные изменения отразились на форме и стиле атрибута в разные исторические периоды. Это позволяет более глубоко понять, как христианская церковь адаптировала свои символы и обряды к изменяющемуся миру, а также как сменяющиеся исторические периоды влияли на представления о священной власти в православной традиции. Такой подход к изучению декоративных корон в контексте храмового убранства дает возможность обогатить представление о символике и религиозном значении данного декоративного элемента.

Сохранить в закладках
РЕСТАВРАЦИЯ КОЖАНЫХ ОБОЕВ ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Козлова Екатерина Владимировна

В Государственном Эрмитаже хранится большая коллекция образцов кожаных обоев. Различные виды последних с серебрением, тиснением, декорированные цветными лаками и красками, были распространены в XVI–XIX вв. в Западной Европе. Сложная технология изготовления таких обоев позволяла создавать многочисленные разнообразные долговечные рельефные орнаментальные полотна с имитацией позолоты.

Две полосы обоев необходимо было привести к экспозиционному состоянию перед временной выставкой. Опыт реставрации этих предметов интересен примененными способами, обнаруженными следами предыдущих реставраций и интересными фактами отхождения от традиционной технологии изготовления.

Сохранить в закладках
ИССЛЕДОВАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ КОПИИ КАРТИНЫ П. П. РУБЕНСА «СНЯТИЕ С КРЕСТА» (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Платова Ирина Александровна, Прохин Иван Юрьевич

В 2023 г. в здании бывшей Англиканской церкви Иисуса Христа на Английской набережной в Санкт-Петербурге была начата масштабная реконструкция и приспособление здания для современного использования. В рамках этой работы с западной стены главного Церковного зала была снята картина «Снятие с Креста» — копия, выполненная специально для этого интерьера с одноименной работы П. П. Рубенса. В ходе реставрации было проведено исследование произведения, изучен состав материалов картины и предпринята попытка устранения изломов красочного слоя без дублирования на новое основание.

Сохранить в закладках