Архив статей журнала

ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД НАСЕЛЕНИЯ БЫСТРЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (2025)
Выпуск: № 1 (51) (2025)
Авторы: Радовский Святослав Сергеевич

В статье рассматривается история изучения погребального обряда населения быстрянской культуры северных предгорий Алтая скифо-сакского времени. Приведены взгляды ряда учёных на основные культуроопределяющие характеристики ритуальной практики обозначенной общности. В целом отмечено единство позиций исследователей, касающихся этой проблематики (сооружение курганов из камня и земли; наличие под насыпью одной могилы; устройство деревянной погребальной камеры; ориентировка людей головой в западный сектор горизонта; наличие сопроводительных захоронений лошадей в южной части могильной ямы; и др.). Расхождения позиций археологов относительно некоторых аспектов погребальных традиций «быстрянского» населения объясняется вводом в научный оборот новых данных, позволяющих конкретизировать некоторые особенности ритуальной практики, а также отнесением учёными к быстрянской культуре тех или иных могильников.

Сохранить в закладках
КЕРАМИКА ИЗ МОГИЛЬНИКА СКИФСКОГО ВРЕМЕНИ ЧИНЕТА-2 (АЛТАЙ) (2025)
Выпуск: № 1 (51) (2025)
Авторы: Дашковский Петр Константинович, Степанова Надежда Федоровна

В статье представлены результаты изучения керамики, обнаруженной в процессе исследования курганов скифо-сакского периода на могильнике Чинета-2, расположенного в Краснощековском районе Алтайского края. Памятник содержит признаки погребального обряда пазырыкской и каменской культур. Изучение коллекции глиняной посуды проводилось в рамках историко-культурного подхода и основано на особенностях функционирования и распространения систем гончарной технологии. В результате исследований установлено, что керамика изготовлена из местного исходного сырья с большим количеством естественных примесей. Обжигали керамику с доступом кислорода при температуре ок. 700 °С. Многие сосуды расписаны охрой, украшены валиками и отпечатками незубчатых инструментов. Несмотря на некоторое своеобразие и наличие сосудов с необычными для комплекса чертами, керамика из могильника Чинета-2 принципиально не отличается от пазырыкской ни по форме сосудов, ни по другим признакам, но имеет аналогии в погребальных комплексах скифского времени Средней Катуни и Юго-Восточного Алтая. В коллекции из Чинеты-2 выявлено несколько пар сосудов, изготовленных, вероятнее всего, тремя группами гончаров. По ряду признаков индивидуального сходства керамики установлено, что восемь из 16 курганов сооружены в короткий хронологический промежуток времени. Полученные данные подтверждают процессы тесного взаимодействия кочевников в скифо-сакский период в Северо-Западном Алтае.

Сохранить в закладках
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ РАННЕСРЕДНЕВЕКОВЫХ ИЗВАЯНИЙ АЛТАЯ (2025)
Выпуск: № 2 (52) (2025)
Авторы: Кубарев Глеб Владимирович, Кубарев Владимир Дмитриевич

Авторы статьи рассматривают историю изучения раннесредневековых изваяний Алтая, которая насчитывает больше двухсот лет. Они условно выделяют три периода в их изучении: 1 - начало XVIII - 60-е гг. XIX вв.; 2 - 1860-е - 1920-е гг.; 3 - 1920-е гг. - по настоящее время. Если в течение первого периода участники рудно-поисковых партий и первых естественно-научных экспедиций просто фиксировали каменные изваяния, то второй период отмечен первыми археологическими раскопками поминальных оградок, зарисовкой и публикаций изваяний. Третий, современный этап характеризуется проведением широкомасштабных и планомерных археологических работ, их государственным финансированием, созданием научно-исследовательских организаций. Именно в этот период было обнаружено наибольшее количество изваяний, число которых в настоящий момент составляет 320 экземпляров. Несмотря на длительную историю изучения изваяний Алтая, необходимо продолжить работу над различными аспектами в интерпретации раннесредневековых изваяний и поминальных сооружений: их семантикой, костюмом тюркоязычных кочевников, выделением женских изваяний, традицией помещения вотивных, нефункциональных вещей в поминальные оградки и др.

Сохранить в закладках
НОВЫЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ НАСКАЛЬНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ В ДОЛИНЕ РЕКИ КАРАКОЛ (ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АЛТАЙ): К ВОПРОСУ О РЕДОКУМЕНТИРОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА (2025)
Выпуск: № 2 (52) (2025)
Авторы: Урбушев А. У.

В работе вновь затрагивается актуальность проведения работ по редокументированию на памятниках наскального искусства Горного Алтая. Несмотря на длительную историю изучения таких памятников, многие опубликованные материалы содержат неточности, в частности из-за методов копирования, которые не позволяли точно воспроизводить изображения. Приведены частные примеры неточного копирования изображений, относящихся к раннему средневековью, и полученные на основании этих копий не совсем верные интерпретации семантического и хронологического характера. Автором проведена редокументация некоторых уже известных памятников наскального искусства в Караколькой долине (Центральный Алтай), в ходе которой были уточнены некоторые изображения и зафиксированы новые на таких памятниках, как Талда и Дьаан-Кобы. Изображения, выполненные гравированными линиями, по сюжетно-стилистическим особенностям и приведенным реалиям отнесены к VI-VII и VII-VIII вв. н. э. соответственно.

Сохранить в закладках
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПАЗЫРЫКСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СДЕЛАННЫХ КИТАЙСКИМИ УЧЕНЫМИ (2025)
Выпуск: № 2 (52) (2025)
Авторы: Му Цзиншань

Данная статья разделена на две части и рассматривает пазырыкскую культуру с точки зрения китайских исследователей. Первая часть включает в себя перевод и публикацию работ на иностранном языке, которые можно разделить на два этапа: под руководством правительства (период 1950-1980 гг.) и спонтанный перевод, сделанный китайскими научными сотрудниками в XXI веке. Вторая часть описывает непосредственно исследования китайских ученых по пазырыкской культуре. Китайские ученые проделали большую работу, но тем не менее остаются некоторые проблемы. Самая заметная из них заключается в том, что китайские ученые не вполне понимают пазырыкскую культуру. Причина кроется в том, что китайские исследователи недостаточно осведомлены о научных работах советских и российских ученых. Чтобы понять направление будущих изысканий, нам следует проанализировать процесс исследования пазырыкской культуры в Китае.

Сохранить в закладках
КЛИНКОВОЕ ОРУЖИЕ НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЯ ЖУЖАНСКОГО ВРЕМЕНИ (ПО МАТЕРИАЛАМ КОМПЛЕКСА ЧОБУРАК-I) (2024)
Выпуск: № 1 (47) (2024)
Авторы: Серегин Николай Николаевич, Тишкин Алексей Алексеевич, МАТРЕНИН СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ, Паршикова Татьяна Сергеевна

Статья посвящена введению в научный оборот и разноплановому исследованию коллекции клинкового оружия, сформированной в результате раскопок погребений жужанского времени некрополя Чобурак-I. Данный памятник расположен в Чемальском районе Республики Алтай. Анализируемая серия предметов вооружения ближнего боя включает три меча и шесть боевых ножей, выявленных в захоронениях четырех взрослых мужчин и одного подростка. Установлено, что комплекс длинноклинкового рубяще-режущего оружия представлен однолезвийными клинками без перекрестия и навершия, с полусегментовидным острием. Сохранившиеся боевые ножи с треугольным сечением клинка выделены в два типа, отличающихся прямой и наклонной в сторону лезвия рукоятью. Публикуемая коллекция демонстрирует характерные образцы вооружения кочевников Центральной Азии IV-V вв. н. э. Новые материалы раскопок подтверждают тезис о том, что мечи являлись статусной категорией предметов у населения Алтая эпохи Великого переселения народов. Захоронения с такими изделиями, исследованные в составе некрополя Чобурак-I, отличались представительным составом инвентаря, и, судя по имеющимся данным, принадлежали военачальникам или особо отличившимся профессиональным воинам.

Сохранить в закладках
КОМПЛЕКС ЖЕНСКИХ УКРАШЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРНОГО АЛТАЯ ПРЕДТЮРКСКОГО ВРЕМЕНИ (ПО МАТЕРИАЛАМ НЕКРОПОЛЯ ЧОБУРАК-I) (2024)
Выпуск: № 4 (50) (2024)
Авторы: Серегин Николай Николаевич, МАТРЕНИН СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ

В статье представлены результаты изучения коллекции украшений, обнаруженной в ходе раскопок некрополя предтюркского времени на памятнике Чобурак-I. Данный могильник, полностью исследованный археологической экспедицией Алтайского государственного университета, расположен в Чемальском районе Республики Алтай. Украшения, зафиксированные в трех женских погребениях (курганы № 32а, 33, 34), представлены следующими изделиями: металлические серьги (5 экз.), большие (2 экз.) и малые (12 экз.) нашивные пластины, бляхи различной конструкции и формы (7 экз.), накосник (1 экз.), железная (1 экз.) и костяная (3 экз.) подвески. Установлено, что эти предметы имеют значительное количество аналогий в памятниках эпохи Великого переселения народов, исследованных на Алтае и сопредельных территориях. При этом отдельные типы серег и блях-нашивок определяют датировку некрополя Чобурак-I временем не ранее середины IV в. н. э. На основании документированного расположения металлических артефактов в могиле кургана № 34 обоснована возможность использования женщинами двух головных уборов - налобной повязки («диадемы») с бляхой и накидки с тканевой основой. Сделано заключение о том, что вариативность состава украшений в погребениях определялась различным прижизненным статусом умерших. Изучение взаимной встречаемости декоративных элементов головных уборов и верхней одежды с другими категориями сопроводительного инвентаря позволило предположить, что женщина, похороненная в кургане № 34, являлась представительницей местной элиты кочевников Северного Алтая предтюркского времени.

Сохранить в закладках