ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Архив статей журнала

СУЖЕНИЕ ПОЛЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В ВУЗЕ МАТЕРИАЛОВ ЗАПАДНЫХ УЧЕБНЫХ КУРСОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (2024)
Выпуск: № 3 (22) (2024)
Авторы: ЧЕРНОШТАН ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Автор полагает, что, несмотря на многочисленные заявления западных методистов о направленности разрабатываемых ими учебных курсов по иностранному языку на формирование навыков критического мышления, нередко последнее скрытым образом подавляется. В случае использования таких материалов в вузе студент приучается не творчески формировать и обосновывать собственную позицию, а лишь осуществлять несложный синтез подготовленных и аксиологически подобранных аргументов и средств связи в целостное высказывание по готовому шаблону. Подобное положение дел не в последнюю очередь связано с тем, что под влиянием принципов толерантности незаметно подменяется само содержание понятия «критическое мышление»: последнее трактуется не как свобода непредвзятого логического осмысления и критики взглядов и позиций, а лишь как умение адаптироваться к различным точкам зрения и сотрудничать с любым индивидуумом, избегая неудобных замечаний и мнений. Искажение на теоретическом уровне смысла концепта «критическое мышление» приводит к тому, что различные виды деятельности на занятии, такие как чтение, аудирование, говорение, которые по изначальной задумке должны быть направлены на формирование навыков логического рассуждения, влияют на данный процесс контрпродуктивным образом. В рамках многих тематик, популярных в западных учебниках, фактически посредством намеренного подбора лексических единиц и фактологических сведений освещается как единственно возможная только одна точка зрения, создается аксиологическое поле, ценности которого со временем должны быть усвоены и приняты без достаточного осмысления. Таким образом в отсутствие формальных ограничений на свободу слова и самовыражения путем скрытых манипуляций сознанием происходит подавление самостоятельного мышления и табуирование инакомыслия.

Сохранить в закладках
РАСПРЕДЕЛЕННОЕ ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2024)
Выпуск: № 3 (22) (2024)
Авторы: ДУДЫШЕВА ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА

Статья содержит обоснование сущности практики проектного обучения для непрерывного профессионального образования как социокультурной практики, которая необходима для порождения и воспроизводства многопланового профессионально-социального культурного опыта. Концепт социокультурной практики опирается на единые методы и формы в практической деятельности разнообразных социальных групп, воспроизводящих социально-культурный опыт, трансформирующих и преломляющих его в различных целях, направленных на удовлетворение определенных потребностей. В настоящее время распространены и эффективны практики наставничества, которые имеют личный смысл как для наставляемого, так и для наставника и одновременно способствуют повышению экономической продуктивности.

Проектное обучение в профессиональном образовании характеризуется наличием протяженных сроков обучения, порождением смыслов и регулятивов профессиональной культуры, трансформацией и формированием этических норм, ценностей, мотивов на стыке существующих профессиональных областей и порождением новых областей специализации. Социальный характер профессиональных проектных практик порождается целевой направленностью на совершенствование профессионально-социальных отношений, включая процессы сетевого взаимодействия профессионалов и акторов проектной деятельности. Проектные форматы с применением дистанционных образовательных технологий позволяют максимально сблизить учебный и производственный результат, рассматривать проекты как одну из ведущих форм производственного обучения. Распределенные практики подразумевают наличие гибридной среды, включающей не только физическую, но и виртуальную составляющую, существенно влияющую на социально-культурные практики.

Практики проектного обучения для непрерывного профессионального образования в условиях сетевого взаимодействия с использованием средств цифровых коммуникаций можно трактовать как социокультурные практики для порождения и воспроизводства многопланового профессионально-социального культурного опыта (языка, ценностей, культурных норм) при целенаправленном их конструировании на основе коммуникативных практик, а также обеспечении устойчивых условий для периода их осуществления в цифровой или гибридной образовательной среде. Примером является коммуникативная практика самопрезентации результатов образовательных проектов, представленных в цифровом портфолио, демонстрирующем личностные и социально-профессиональные достижения.

Сохранить в закладках
АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ (2024)
Выпуск: № 3 (22) (2024)
Авторы: ДЁМИНА ОЛЬГА АФРИКАНОВНА, САМАРДАК МАРИНА ВИКТОРОВНА

В статье предлагается алгоритм организации патриотического воспитания студентов высшей школы на основе эффективной коммуникации в процессе освоения общеобразовательных предметов. Актуальность проблемы формирования патриотической гражданской позиции у студентов в вузе неразрывно связана с суверенитетом России и ее устойчивым развитием. Выросшая в условиях антироссийского информационного давления в соцсетях современная молодежь может проявлять либо индифферентное отношение к политической, экономической и социокультурной ситуации в стране, либо откровенно не поддерживать действия государства, что связано с неустойчивой ценностной и идеологической ориентацией. Такие студенты считают себя «людьми мира», а свою страну «бесперспективной». Результаты проведенной работы показывают, что образовательный процесс в вузе имеет достаточный потенциал для воспитания зрелой личности с патриотической гражданской позицией. Одним из средств воспитания личностной зрелости студентов является эффективная коммуникация педагогов и студентов при освоении содержания дисциплин на аудиторных занятиях и организации внеаудиторных мероприятий, поддерживающих тематику изучаемых материалов. Вовлечение во внеаудиторные мероприятия выпускников разных поколений своего вуза и заинтересованный разговор о прошлом, настоящем и будущем России на основе личной информации участников диалога затрагивает эмоциональную сферу и помогает студентам определить свою социальную позицию. В статье предлагаются пошаговые действия в организации образовательного процесса, направленного на достижение заявленной цели, - воспитание гражданина с развитыми патриотическими чувствами в отношении своей Родины, которую молодое поколение должно быть готово беречь и защищать.

Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛОЯЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА (2024)
Выпуск: № 3 (22) (2024)
Авторы: КОЗИНА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА, ЛОГУНОВ АЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВИЧ

В статье проанализированы основные подходы к исследованию лояльности персонала в рамках формирования и развития организационной культуры компаний, выявлена взаимосвязь проявлений культуры организации на разных уровнях с основными факторами, определяющими уровень удовлетворенности персонала, вовлеченности и приверженности членов коллектива. Глобальные политические и социально-экономические преобразования в современном обществе актуализируют потребность в формировании принципиально новой системы управления человеческим капиталом на уровне государства и конкретных организаций в условиях дефицита квалифицированных кадров на рынке труда и существенных изменений мотивационного потенциала трудоспособного населения. Для обеспечения конкурентоспособности в долгосрочной перспективе компаниям необходимо обладать высокой адаптивностью и устойчивостью с опорой на базовые ценности и принципы организационной культуры. Авторы предлагают комплексную модель развития организационной культуры как механизма повышения уровня приверженности сотрудников, интегрируя модель управляемой организационной культуры Э. Шейна с компонентами лояльности персонала согласно модели исследования К. В. Харского. Обоснована взаимозависимость условий формирования лояльности в области политики организации, организационного климата, организации труда с феноменами культуры компании, проявляющимися на поверхностном уровне, уровне базовых представлений и глубинном уровне. Сделан вывод о том, что в настоящее время именно мощная организационная культура, тесно связанная как с системой управления компанией, так и с ожиданиями сотрудников, является самым эффективным управленческим механизмом, позволяющим гармонизировать индивидуальные и корпоративные цели, создать внутреннюю мотивационную и обучающую среду, позволяющую максимально использовать кадровый потенциал компании. В таких условиях формируется основа для высокой лояльности персонала, искренней вовлеченности в общую судьбу компании.

Сохранить в закладках
ПРАВОВАЯ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2024)
Выпуск: № 3 (22) (2024)
Авторы: ВИТЮК ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ

Одной из важнейших функций государства является построение правовой защиты общества от антисоциальных явлений, особенно в наиболее их негативной - преступной - форме. Это относится и к преступлениям в сфере таможенного дела. Построение защиты от общественно опасных деяний требует проектирования их правовой, криминологической и других видов характеристик. Уголовно-правовые признаки правовой характеристики преступлений закреплены в нормах уголовного законодательства в виде составов преступлений. Вместе с тем криминологическая характеристика преступности не имеет собственного законодательного закрепления и проектируется в рамках криминологии на основании уголовно-правовой характеристики преступлений определенного вида. Это создает определенные проблемы, в том числе методологические, при проектировании как правовой, так и криминологической характеристики. Проблемы правовой характеристики связаны с несовершенством терминологии российского уголовного законодательства, не содержащего определения понятия «таможенное преступление». Проблемы криминологической характеристики выражаются в отсутствии единства взглядов криминологов на виды преступлений, включаемых в систему таможенной преступности, а на практике проявляются в отставании ее фундаментальных исследований и использовании результатов исследований прошлых лет. В условиях высокой общественной опасности этой преступности подобное недопустимо, так как исключает проектирование объективных криминологической и правовой характеристик. Восполнению данных пробелов в теоретических и практико-ориентированных исследованиях посвящена настоящая статья.

Сохранить в закладках
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК КУЛЬТУРНАЯ МЕТАПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (2024)
Выпуск: № 3 (22) (2024)
Авторы: РОТМИРОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

В статье актуализируется значение построения гармоничной социально-культурной среды и роли в ней каждой конкретной личности, человека-профессионала, обладающего устойчивой активно-деятельностной позицией и профессиональным опытом, владеющего перспективными культурными механизмами своевременного компетентного решения проблем, понимания приоритетных направлений и перспективных линий решения социальных задач. В основном содержании статьи раскрывается общая теоретическая идея проектирования как культурной метапрактики в совокупности характерных особенностей и культуротворческих ресурсов, организационных и управленческих воздействий, методологии продуктивного и последовательного решения задач, достижения императивно требуемых целей, оптимизации процессов социально-культурной деятельности. Основные социально-культурные функции, а также прогнозируемое, рациональное и устойчивое разрешение социальных профессионально значимых проблем предлагается осуществлять в системе последовательных практик выявления, распознания и интерпретации, определения и обоснования, системного запуска, с использованием проектных способов и метамеханизмов общей системы компетентностно реализуемого культуродействия, стремясь к нормируемым, принципиально узаконенным, аксиологически принятым и культурно значимым решениям. Автор приходит к выводу об особом значении и аксиологической обусловленности нормативно организуемой и управляемой социально-культурной среды, которая выступит спроектированным пространством интеграции и обеспечения продуктивных культуротворческих достижений на индивидуально-любительском и профессиональном уровне конкретной личности и социальной группы. В принципиально узаконенных, проективно организуемых и управляемых условиях рационального материализованного и материального воплощения продуктивных идей как результатов компетентностного решения разного типа и вида задач обеспечивается пространственно-обусловленное устойчивое развитие культуры управления социально-культурной деятельностью.

Сохранить в закладках
ОБРАЗ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ ВО ВРЕМЕННЫХ ИСКУССТВАХ (2024)
Выпуск: № 3 (22) (2024)
Авторы: МАЛЬЦЕВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

В статье проводится культурологический анализ развития образа железной дороги в произведениях временных искусств. Характеристика литературы и музыки, относящихся к данной группе искусств, дается на основе исследований М. С. Кагана. В качестве их ключевых особенностей отмечены ограниченность изобразительных и большее проявление выразительных возможностей. Исследование охватывает основные этапы развития искусства XIX-XXI вв. и выявляет динамику развития образа железной дороги на каждом этапе. Отмечаются особенности средств выразительности, с помощью которых данный образ создается. В музыкальных произведениях XIX в. разработка образа железной дороги происходила прежде всего в инструментальной музыке - танцевальной (вальсы, галопы, польки семьи Штраусов) и программной (фортепианные пьесы Ш. Алькана, Дж. Россини), в которой появились специфические «железнодорожные» звукоизобразительные элементы. Литературное осмысление образа железной дороги в тот же период в целом развивается в рамках двух направлений - техницизма (С. Швырев, А. фон Шамиссо) и антитехницизма (П. Вяземский, Детлеф фон Лилиенкрон). В произведениях второй половины XIX - начала ХХ в. происходит усиление драматического наполнения образа железной дороги (произведения Н. Некрасова, Ф. Достоевского, Л. Толстого, Л. Андреева, И. Анненского, М. Цветаевой, М. Волошина). Осмысление образа железной дороги как самостоятельной механической системы происходит в авангардистских направлениях первых десятилетий ХХ в. в литературе (произведения В. Нарбута, Д. Бурлюка, В. Хлебникова) и музыке (композиции А. Онеггера, В. Дешевова, Ч. Айвза, С. Прокофьева, В. Задерацкого). Искусство постмодернизма шло по пути экспериментов: в музыке - в области звукоизвлечения, смешения реальных звуков железной дороги со звуками акустических и электронных музыкальных инструментов (П. Шеффер, С. Райх, Дж. Кейдж); в литературе - в ключе переосмысления традиций, коллажности, игры со словом и текстом (В. Ерофеев, Д. Григорьев, А. Алехин).

Сохранить в закладках
КАК ЭТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ СОКРАТА КОРРЕЛИРУЕТ С МЕТАНАРРАТИВАМИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ (2024)
Выпуск: № 3 (22) (2024)
Авторы: ЛАЛУЕВ ВЛАДИМИР ЯКОВЛЕВИЧ

В статье рассматривается этический рационализм древнегреческого философа Сократа и его соотношение с метанарративами древнегреческой культуры и образования. Философско-этические вопросы, поднятые Сократом, касаются прежде всего природы нравственной истины и того, как она раскрывается человеку, что есть высшее добро и почему в афинском демократическом обществе не проявляется терпимость к иному мнению или мировоззрению. Философ Сократ - предшественник эпохи Просвещения, в основе этического рационализма которой лежит образ человека. В статье анализируется социально-политическая и духовная обстановка в городе-государстве Афины V века до н. э. и выявляются ее социокультурные проблемы. Использованы труды отечественных специалистов по античной философии С. И. Соболевского и А. Ф. Асмуса, а также посвященные античной философии статьи западных авторов - У. Дью-ранта, Г. Гитека, Д. Джаретта. Автор стремился понять, в каких социально-политических условиях формировался этический рационализм Сократа, а также установить связь философии Сократа с философией его предшественников (софисты и другие философские школы Афин) и последователей (эпикурейство и стоицизм). Отмечается взаимосвязь этического рационализма Сократа с идеями его предшественников. Выясняются причины, по которым Сократ был приговорен к смерти демократическими правителями города-государства Афины.

Сохранить в закладках
АКСИОЛОГИЯ НАУКИ В КУЛЬТУРЕ ПОСТМОДЕРНА (2024)
Выпуск: № 3 (22) (2024)
Авторы: ЕРОХИНА ПАВЛА ВЛАДИМИРОВНА

В статье рассматривается трансформация ценностных оснований науки в культуре постмодерна. Особенностью культуры постмодерна является отказ от ценностей, основополагающих для эпохи модерна: разум, просвещение, познание, научно-технический прогресс и др. Внешне сохраняясь в качестве декларируемых ориентиров культуры, они утрачивают абсолютный характер, их содержание субъективируется и размывается. В статье показано изменение под влиянием тенденций культуры постмодерна четырех ключевых для науки ценностей. Истина в культуре постмодерна замещается постправдой. Если истина -это объективное знание, стремящееся к максимальному обнаружению действительного положения дел, а не к выражению позиции исследователя, то постправда - это интерпретация фактов в рамках определенной идеологической модели, объявленная «новой истиной». Знание в качестве ценности частично вытесняется информацией. Знание - это информация, освоенная человеком, воспринятая, а не формально зафиксированная, включенная в общую систему его представлений о мире и согласованная с ней, принятая им как руководство к действию. В культуре постмодерна ценность знания становится все менее очевидной, поскольку в большинстве ситуаций людям достаточно оперативно получить информацию, ее использовать или представить и так же быстро от нее освободиться ради следующей информации. Ценность прогресса, который в культуре модерна связывался с приближением к полноте знания и торжеством разума, утрачивает универсальный характер в связи с тем, что научное и техническое развитие, как выясняется, не решает всех социальных проблем и создает новые глобальные угрозы. Наконец, сама наука в культуре постмодерна перестает рассматриваться как самоценное постижение законов природы и мироздания и начинает оцениваться только с точки зрения тех прагматических результатов, которые она приносит.

Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН МОЛОДЕЖНОГО ВОЛОНТЕРСТВА В РАЗВИТИИ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ (2024)
Выпуск: № 3 (22) (2024)
Авторы: ВАСИЛЬКОВСКАЯ МАРГАРИТА ИВАНОВНА

Предпринята попытка раскрыть аспекты исследования социально-культурного феномена молодежного волонтерства в развитии межкультурных коммуникаций. Автор рассматривает социальнокультурный институт волонтерства с нескольких позиций: как технологию, имеющую особую воспитательную ценность для молодёжи, и как средство общественной дипломатии, межкультурного диалога и межкультурных коммуникаций. Событийное волонтерство как инструмент межкультурного взаимодействия в реализации крупных международных проектов и мероприятий играет важную роль в общемировом диалоге культур через «мягкую силу», при этом формируя профессиональные компетенции и гуманные общечеловеческие ценности современной молодежи. Приводятся примеры событийного волонтерства в масштабных проектах, включая социокультурные и спортивные мероприятия международного уровня, организованные на территории Кузбасса и Российской Федерации в целом. Среди них - международные спортивные игры «Дети Азии», Фестиваль Юрия Гагарина, международный научно-творческий проект «Диалог культур» и др.

Акцентируя важность педагогической подготовки и сопровождения участников волонтерской деятельности, автор полагает, что для расширения и поддержки международных культурных и гуманитарных связей Российской Федерации, продвижения международных проектов в области искусства, различных видов культурной деятельности и творчества необходима образовательная программа подготовки волонтеров в сфере социально-культурной деятельности. Последняя в современных условиях часто выступает как кросскультурная коммуникация - взаимодействие и сотрудничество российских организаций культуры и искусства с организациями культуры и искусства зарубежных стран. Педагогическое сопровождение и подготовка волонтеров является частью педагогики волонтерства, которую автор предлагают рассмотреть как теорию и практику волонтерской деятельности в современной социально-культурной сфере и учебную дисциплину для высших учебных заведений.

Сохранить в закладках
П. А. СТОЛЫПИН И НАЧАЛО ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ В РОССИИ (2024)
Выпуск: № 3 (22) (2024)
Авторы: ФОРТУНАТОВ ВЛАДИМИР ВАЛЕНТИНОВИЧ, ПЛАТОВА ЕКАТЕРИНА ЭДУАРДОВНА

В статье на основе архивных данных и редких изданий характеризуется начальный, дореволюционный этап становления отечественного воздухоплавания, когда определялись перспективы развития нового вида транспорта и подготовки специалистов для авиации. Важной стороной деятельности Председателя Правительства П. А. Столыпина в 1909-1910 гг. была поддержка инновационной инициативы ученых Санкт-Петербурга, связанной с организацией подготовки кадров для нового вида транспорта в ведущих технических вузах страны. Большой интерес к воздухоплаванию и стремление изучить новый вид транспорта уже в 1907 г. проявили студенты Петербургского института инженеров путей сообщения Александра I (ПИИПС) - старейшего транспортного вуза страны. Инициативу студентов поддержало руководство ПИИПС: были прочитаны лекции, создан воздухоплавательный кружок, введен специальный курс, начал издаваться первый профильный авиационный журнал в стране. В статье обосновывается приоритет ПИИПС в привлечении внимания широкой общественности и высшего руководства страны к авиации, что имело огромное значение для последующего развития данной инновационной отрасли. Трудно переоценить роль во внедрении новых дисциплин выпускника Института, инженера путей сообщения, энергичного преподавателя ПИИПС Н. А. Рынина, одного из пионеров и энтузиастов воздухоплавания. В 1909 г. к важному делу подключился Политехнический институт, ходатайство которого, несмотря на консерватизм со стороны коллег, как об этом свидетельствуют архивные документы, поддержал П. А. Столыпин на излёте своей карьеры. Эта сторона многоплановой деятельности выдающегося реформатора практически не известна, но заслуживает всяческого внимания. Подготовка кадров для молодой российской авиации была налажена. Были созданы основы для успешного развития авиации в советский период.

Сохранить в закладках
БРОНЕПОЕЗДНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВОЙСК НКВД СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ (2024)
Выпуск: № 3 (22) (2024)
Авторы: ГАШЕНКО ВЯЧЕСЛАВ АНДРЕЕВИЧ

В статье описан опыт формирования и применения так называемых бронепоездных подразделений, входивших в состав войск Наркомата внутренних дел, на которые была возложена задача охраны и обороны железных дорог Советского Союза в 1941-1945 годах. Исследуются вопросы решения боевых и специальных задач, которые стояли перед личным составом чекистских бронепоездов, приводятся примеры героизма бойцов войск НКВД, оцениваются результаты их боевой деятельности. На основании анализа многочисленных исторических источников автор приходит к выводу, что бронепоезда входили в состав полков, включенных в дивизии НКВД. В железнодорожных войсках органов внутренних дел существовало два основных типа бронепоездных подразделений: бронепоезда и бронеплощадки. Изготавливались бронепоезда для войск НКВД в годы войны на разных заводах Наркомата тяжелого машиностроения СССР. Помимо номеров, бронепоездам присваивались наименования, связанные с фамилиями лидеров коммунистической партии и советского правительства, именами героев отечественной истории. Бронепоездные подразделения войск НКВД не только осуществляли охранные и противодиверсионные функции (сопровождение важных грузов, перевозимых железной дорогой; борьба с парашютистами и диверсантами противника, замеченными вблизи железных дорог), но и принимали активное участие в важных сражениях Великой Отечественной войны, например, в боях за Сталинград и Северный Кавказ. Всего в годы Великой Отечественной войны в боевых действиях участвовал двадцать один бронепоезд войск НКВД СССР, многие из которых за образцовое выполнение заданий командования были награждены боевыми орденами.

Сохранить в закладках
← назад вперёд →