Архив статей журнала
В статье актуализируется значение построения гармоничной социально-культурной среды и роли в ней каждой конкретной личности, человека-профессионала, обладающего устойчивой активно-деятельностной позицией и профессиональным опытом, владеющего перспективными культурными механизмами своевременного компетентного решения проблем, понимания приоритетных направлений и перспективных линий решения социальных задач. В основном содержании статьи раскрывается общая теоретическая идея проектирования как культурной метапрактики в совокупности характерных особенностей и культуротворческих ресурсов, организационных и управленческих воздействий, методологии продуктивного и последовательного решения задач, достижения императивно требуемых целей, оптимизации процессов социально-культурной деятельности. Основные социально-культурные функции, а также прогнозируемое, рациональное и устойчивое разрешение социальных профессионально значимых проблем предлагается осуществлять в системе последовательных практик выявления, распознания и интерпретации, определения и обоснования, системного запуска, с использованием проектных способов и метамеханизмов общей системы компетентностно реализуемого культуродействия, стремясь к нормируемым, принципиально узаконенным, аксиологически принятым и культурно значимым решениям. Автор приходит к выводу об особом значении и аксиологической обусловленности нормативно организуемой и управляемой социально-культурной среды, которая выступит спроектированным пространством интеграции и обеспечения продуктивных культуротворческих достижений на индивидуально-любительском и профессиональном уровне конкретной личности и социальной группы. В принципиально узаконенных, проективно организуемых и управляемых условиях рационального материализованного и материального воплощения продуктивных идей как результатов компетентностного решения разного типа и вида задач обеспечивается пространственно-обусловленное устойчивое развитие культуры управления социально-культурной деятельностью.
Предпринята попытка раскрыть аспекты исследования социально-культурного феномена молодежного волонтерства в развитии межкультурных коммуникаций. Автор рассматривает социальнокультурный институт волонтерства с нескольких позиций: как технологию, имеющую особую воспитательную ценность для молодёжи, и как средство общественной дипломатии, межкультурного диалога и межкультурных коммуникаций. Событийное волонтерство как инструмент межкультурного взаимодействия в реализации крупных международных проектов и мероприятий играет важную роль в общемировом диалоге культур через «мягкую силу», при этом формируя профессиональные компетенции и гуманные общечеловеческие ценности современной молодежи. Приводятся примеры событийного волонтерства в масштабных проектах, включая социокультурные и спортивные мероприятия международного уровня, организованные на территории Кузбасса и Российской Федерации в целом. Среди них - международные спортивные игры «Дети Азии», Фестиваль Юрия Гагарина, международный научно-творческий проект «Диалог культур» и др.
Акцентируя важность педагогической подготовки и сопровождения участников волонтерской деятельности, автор полагает, что для расширения и поддержки международных культурных и гуманитарных связей Российской Федерации, продвижения международных проектов в области искусства, различных видов культурной деятельности и творчества необходима образовательная программа подготовки волонтеров в сфере социально-культурной деятельности. Последняя в современных условиях часто выступает как кросскультурная коммуникация - взаимодействие и сотрудничество российских организаций культуры и искусства с организациями культуры и искусства зарубежных стран. Педагогическое сопровождение и подготовка волонтеров является частью педагогики волонтерства, которую автор предлагают рассмотреть как теорию и практику волонтерской деятельности в современной социально-культурной сфере и учебную дисциплину для высших учебных заведений.