ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Архив статей журнала

РУКОВОДСТВО И ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ НИВИТА В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ (1945-1946 ГГ.) (2024)
Выпуск: № 3 (22) (2024)
Авторы: ДОБРОВОЛЬСКИЙ АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

В статье рассматриваются отдельные аспекты деятельности руководства и профессорско-преподавательского состава Новосибирского института военных инженеров железнодорожного транспорта (НИВИТа) в первый послевоенный учебный год. Актуальность темы в первую очередь связана с тем, что этот период до сих пор остается совершенно неисследованным, по этой проблеме до сих пор нет ни одной публикации. Основными источниками для подготовки и написания данной статьи стали документальные материалы институтского архива. Автор показывает, что в первый послевоенный учебный год для НИВИТа довольно остро встала проблема наличия профессорско-преподавательских кадров высшей категории (докторов наук, профессоров), что было связано с возвращением эвакуированных кадров на прежние места дислокации вузов, переводом ряда квалифицированных преподавателей в другие транспортные вузы. В сложившихся условиях НИВИТ был вынужден приглашать сторонних профессоров на условиях внешних совместителей, почасовой оплаты труда. Так в вузе появились новые педагоги-ученые, которые впоследствии прославили НИВИТ на поприще науки. В первые послевоенные годы широкое распространение получила практика приглашения на преподавательскую работу офицеров-фронтовиков, выпускников вуза. В работе представлены новые сведения о начальниках факультетов и кафедр, их профессиональной и научной деятельности в этот период, раскрыты причины смены ряда руководителей. В статье нашло отражение разукрупнение кафедр НИВИТа в 1945 г., следствием чего стало появление трех новых кафедр: «Теория механизмов и детали машин», «Геология», «Гидравлика, водоснабжение и канализация». Развернутые списки профессорско-преподавательского состава за 1945/46 учебный год позволили автору проанализировать кадровый состав института, подробнее раскрыть отдельные персоналии, отразить участие преподавателей в общественно-политической жизни вуза и г. Новосибирска.

Сохранить в закладках
МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРАЛЕ В 1956-1970 ГГ (2025)
Выпуск: № 2 (25) (2025)
Авторы: КОНОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

В статье раскрыты основные этапы модернизации высшего железнодорожного образования на Урале в период коренной технической реконструкции железнодорожного транспорта на базе электрификации. Особенностью развития высшего железнодорожного образования на Урале стало совмещение процесса его становления с модернизационными процессами, происходившими на транспорте в 19501960-е гг. Вместе с тем в этот период произошло смещение центров подготовки инженерных кадров для транспорта из вузов Москвы и Ленинграда в регионы. Стали создаваться региональные учебные кластеры для подготовки инженерных кадров из местного населения, что явилось важным условием модернизации железнодорожного транспорта страны. На первом этапе на Урале был создан узкоспециализированный институт по подготовке инженеров в области электрификации железных дорог, автоматики, телемеханики и обслуживания электроподвижного состава. Основной преподавательский состав формировался из опытных инженеров-производственников и управленцев Свердловской железной дороги. На втором этапе, с появлением строительных специальностей, институт приобрел политехнический характер. Преподавательский состав стал формироваться в большей степени за счет собственных выпускников и преподавателей других вузов города Свердловска. Количество молодых специалистов, направляемых в институт из Москвы и Ленинграда, оставалось незначительным. На третьем этапе, с появлением экономических специальностей, вуз приобрел статус университета. В Уральском электромеханическом институте создана собственная аспирантура для подготовки научных, преподавательских кадров. В 1956-1970 гг. усилиями уральских инженеров железнодорожного транспорта и лучших преподавательских кадров вузов Свердловска был создан мощный образовательный, научный комплекс железнодорожного транспорта Урала и Сибири.

Сохранить в закладках