ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Архив статей журнала

ТРИУМФ И ТРАГЕДИЯ НЕПРИЗНАННОГО ТУРКМЕНСКОГО ПРАВИТЕЛЯ ИЗ ТЕДЖЕНА (2024)
Выпуск: № 2 (21) (2024)
Авторы: АННАОРАЗОВ ДЖУМАДУРДЫ СЕЙТЕКОВИЧ

Первая мировая война, революционные события 1917 г. и последовавшая за ними Гражданская война 1918-1920 гг. оставили неизгладимый след в истории России. Эти годы отличались крайней противоречивостью и полнотой драматизма. В орбиту этих событий были вовлечены многие народы Российской империи, в том числе и туркмены, которые принимали непосредственное участие в этих драматических событиях. Однако, несмотря на важные перемены, произошедшиe на туркменской земле после ее включения в состав Российской империи, сами туркмены в своем развитии продолжали оставаться почти на стадии общинно-родового строя. В силу этого туркменская элита не всегда понимала суть происходивших вокруг военно-политических событий. Поэтому в начальный период Гражданской войны подавляющее большинство туркмен выступало за старую власть, так как к ней уже успели привыкнуть, а наименьшая ее часть - за власть большевиков. В статье на основе ранее неопубликованных источников из фондов государственных и ведомственных архивов прослеживается жизненный путь одного из активных участников Гражданской войны в Туркменистане 1918-1920 гг., народного вождя из Тедженского оазиса Эзис хана Чапыкова (1887-1919), в биографии которого до сих пор присутствует немало «белых пятен». На основе этих материалов уточнены отдельные детали биографии указанного деятеля, связанные с его участием в братоубийственном противостоянии и трагической гибели в 1919 г. Теоретическая основа исследования -сочетание военной антропологии, проблемного и сравнительно-исторического методов. Подводя итоги, автор дает оценку личности Эзис хана на фоне противоречивой эпохи, в которую жил этот военный и политический деятель.

Сохранить в закладках
ПРОФСОЮЗЫ ТРАНСПОРТНИКОВ И КРУПНЕЙШАЯ ЗАБАСТОВКА НА КИТАЙСКО-ВОСТОЧНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ ЛЕТОМ 1919 Г (2025)
Выпуск: № 2 (25) (2025)
Авторы: ЯХИМОВИЧ СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ

Публикация посвящена одной из драматических страниц истории развития профессиональных союзов в зоне Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) на фоне гражданской войны в России. На основе выявленных архивных источников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, опубликованных и неопубликованных воспоминаний рассматриваются причины, ход и последствия крупнейшей в бытность КВЖД забастовки транспортных профсоюзов, произошедшей летом 1919 г. Организационно профдвижение железнодорожников КВЖД к рассматриваемому периоду представляло собой несколько производственных объединений. Важнейшим из них являлся Союз мастеровых и рабочих КВЖД, в деятельности которого самое активное участие принимали большевики, видевшие в нем основной рычаг давления на белогвардейский режим генерала Д. Л. Хорвата в полосе отчуждения дороги. В результате отношения между официальной администрацией и революционизирующимися профсоюзами приобрели характер периодических забастовок персонала КВЖД под руководством пробольшевистских сил. Установлено, что тактика Союза мастеровых и рабочих и близких ему по воззрениям профсоюзов сводилась к выдвижению экономических требований с последующим присоединением политических. С разрастанием гражданской войны в России политические тезисы усиливались. Летняя забастовка на КВЖД в 1919 г. пошла тем же путем, но переросла во всеобщую и приобрела по сути политический характер. Протест, продолжавшийся около месяца, приносил ощутимый вред транспортным перевозкам белых армий, поэтому был подавлен силовым методом. В статье делается вывод о том, что хотя профсоюзы подверглись репрессиям со стороны властей, но забастовка достигла своих политических целей. Экономические требования рабочих и служащих КВЖД сразу не были удовлетворены, но учтены и впоследствии все таки частично реализованы.

Сохранить в закладках