ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Архив статей журнала

СООТНОШЕНИЕ СВОБОДЫ И НАСИЛИЯ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПРОБЛЕМ МЫСЛИ (2024)
Выпуск: Т. 24 № 1 (2024)
Авторы: БУНЯЕВ МАКСИМ БОРИСОВИЧ

Введение. Центральная проблема статьи – способ обращения человека с миром. В качестве горизонтов обращенности предлагается принять свободу и насилие. Постановка проблемы в горизонтах социального как жизненного мира человека предполагает применение онто-герменевтического подхода, совмещенного с историко-философским анализом трудов, посвященных не столько специальному рассмотрению проблем насилия и свободы, сколько прояснению предельных оснований. Теоретический анализ. В работе анализируются понятия «вопрос» (в модусе вопрошания), «свобода», «насилие». Разъясняя условия признания некоторого вопроса основополагающим (закономерность возникновения, обусловленность значимости для сознания самим устройством этого сознания, необходимость зависимости образа жизни от способа постановки и разрешения этого вопроса), автор устанавливает принадлежность к числу основополагающих вопрос о соотношении насильственного и свободного в жизнедеятельности человека. В ходе этого разъяснения осуществляется экспликация понятий «насилие» и «свобода» в творчестве К. Маркса и Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова, Б. Спинозы и Аристотеля.

Заключение. Понятия «насилие» и «свобода» признаются взаимодополняющими, но не единосущими, а насилие – системным явлением, пронизывающим историю человечества и находящим свое отражение в истории мысли и искусстве – совокупности социокультурных феноменов, сопряженных с коллективной рефлексией.

Сохранить в закладках
ОНТОЛОГИЯ ДЕКЛАРАЦИИ: К ХАРАКТЕРИСТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ (2024)
Выпуск: Т. 24 № 1 (2024)
Авторы: БОГАТОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ, ПАВЛОВА ДАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Введение. В статье анализируется состояние современной онтологической мысли. Не случайно после Хайдеггера в философии фактически отсутствует систематическое рассмотрение понятия «бытие». Значит ли это, что проблема бытия утратила свою актуальность? Или же это свидетельствует о том, что понятие «бытие» продолжает (пусть и негативным образом) определять облик современной философии? Авторы обращаются к истории онтологии через последовательное прохождение трехэтапов: «онтология бытия» – «онтология должного» – «онтология декларации». Теоретический анализ. На первом этапе рассматривается пример четырех ограничений бытия согласно Хайдеггеру: «становление», «видимость», «мышление» и «должное». При этом указывается на принципиальное отличие должного от остальных трех ограничений. Анализируется происхождение «должного» из нормативно-юридической установки мышления. Представлена краткая характеристика принципиальных отличий «онтологии декларации» от «онтологии бытия» и «онтологии должного». Указывается, что источник появления «онтологии декларации» следует усматривать в работах Жиля Делёза и Феликса Гваттари, а ее последовательное развитие – в проектах объектно-ориентированной онтологии.

Заключение. «Онтология декларации» не является «декларацией онтологии». Дается предварительный прогноз дальнейшего развития «онтологии декларации».

Сохранить в закладках
ФЕНОМЕН "СИМБИОЗА" ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР И ИСЛАМСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ИНДОНЕЗИИ (2024)
Выпуск: Т. 24 № 1 (2024)
Авторы: БЕЗМЕНОВ ВЛАДИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ

Введение. Статья посвящена феномену «симбиоза» государственного аппарата республики Индонезии и исламских организаций. Теоретический анализ. На протяжении всего периода с 1949 г. по настоящее время государственная власть и исламские религиозные организации находились в отношениях тесного сотрудничества. В статье выделяются три этапа в отношении ислама и государства. Эмпирический анализ. Первый этап – подчинение ислама государственному аппарату с 1975 по 1997 г. В 1975 г. был создан главный координирующий орган мусульман Индонезии – Индонезийский совет улемов. Второй этап – период борьбы за влияние в государстве во время президентского срока Абдурахмана Вахида (1998–2001), в прошлом являвшегося лидером крупнейшей исламской организации страны Нахдатул Улама. Третий этап взаимоотношений – временя симбиоза государственного аппарата Индонезии и исламских организаций. Его начало было положено в 2005 г. после речи президента Сусило Бамбанг Юдойоно о предоставлении Индонезийскому совету улемов автономии.

Заключение. Религиозно-политическая ситуация в Индонезии – уникальный феномен. Несмотря на все попытки демократической власти отстранить ислам от политических и социальных решений, ей это не удалось.

Сохранить в закладках
МЕТАТРЕНДЫ И МИФОЛОГЕМЫ ТЕМАТИКИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ЗАПАДНОГО НАУЧНОГО ДИСКУРСА (2024)
Выпуск: Т. 24 № 1 (2024)
Авторы: БАТУРИНА ИРИНА ВАЛЕРЬЕВНА

Введение. На протяжении 50 лет тема искусственного интеллекта остается ведущей в пределах широкого спектра научных отраслей. Теоретический анализ. Предварительная аналитика базы данных Scopus результируется рейтингом публикационной активности, в котором social sciences (общественные науки) занимают инсайдерские позиции наряду с computer sciences и некоторыми другими областями. С 60-х гг. прошлого века по настоящее время происходил экспоненциальный рост научных публикаций, содержащих маркировку «artifi cial intelligence» в наименованиях, аннотациях и ключевых словах. Эмпирический анализ. В статье предпринята попытка с опорой на элементарные числовые показатели и качественной контент-аналитики выявить тренды тематики искусственного интеллекта в западных общественных науках, эволюции ключевых направлений исследования, а также основных мифологем научного дискурса. Выборка вербальных маркеров производилась в соответствии с двумя условно обозначенными категориями: «тренды», или частотные инженерно-технические и социально-гуманитарные термины; «мифологемы», т. е. элементы вторичной семиотической системы, альтернативные «буквальному» смыслу.

Заключение. Исследование предваряется гипотезой: social sciences ввиду спецификации дискурса и предметного спектра содержат «натурализованные» мифологемы, связанные с другими дискурсивными практиками и преломляющие научно-технические интерпретации предмета изучения.

Сохранить в закладках
ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА БЫТИЙСТВЕННОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА (2024)
Выпуск: Т. 24 № 1 (2024)
Авторы: АРТЕМОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

Введение. Атеистическая литература настаивает на том, что религиозная вера обязана своим возникновением невежеству человека. В свою очередь это «невежество» человека тесно связано с онтологическими основаниями институционального человека, определяющими цивилизационную основу его бытийственности. Теоретический анализ. Преодолевая интеллектуальную ограниченность, исследование онтологических оснований становления социального бытия в настоящее время приобретает важное как научное, так и социально–политическое значение в развитии социального пространства. Рассматривая бытие человека через категорию институционального человека, философская концепция институционального человека предполагает разноплановые исследования, включающие анализ цивилизационной основы бытийственности социального пространства и жизненного пространства человека как взаимообусловленных категорий, связанных с историческими задачами. Эмпирический анализ. В настоящее время действие законов развития социального бытия в контексте задач истории остаётся мало проработанной проблемой. Когда вскрывается взаимообусловленность законов самоорганизации и организации бытия, рождается новое знание, расширяется цивилизационная основа бытийственности институционального человека.

Заключение. Расширяющиеся возможности вышедшей в космос цивилизации влекут изменения в организации социального бытия. Появляются новые смыслы институционального человека – Человека системы мироздания.

Сохранить в закладках
КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА МУЗЕЯ: ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ (2024)
Выпуск: Т. 24 № 1 (2024)
Авторы: АНТИПОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА

Введение. Музей предоставляет социуму возможность особого взаимодействия с пространством и временем для целей познания и наиболее полного усвоения им кодов, существующих в культуре и обществе. Теоретический анализ. Восприятие социумом пространства и времени в музее будут рассмотрены и проанализированы с позиции мифа, что позволяет выявить архетипические представления человечества, сложившиеся в древности и во многом не утратившие своего влияния на современную культуру и общество. Зародившиеся в прошлом способы институциирования деятельности социума в трансформированном виде переходили из одной эпохи в другую, сохраняя при этом некоторые характерные черты и вместе с тем приобретая новые, которые становились необходимыми для существования в ином социокультурном контексте. Одной из таких характерных черт является представление о том, что пространство и время в музее обладают профанным и сакральным измерениями. Заключение. Пространство и время в музее являются зеркалом не только мифических мотивов, но также и доминант развития современного мира. Эти фундаментальные основы концентрируют все наиболее значимые черты, присущие человеческим сообществам, транслирующие их социуму.

Сохранить в закладках
ФИЛОСОФСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НИКОЛЯ ДЕ КОНДОРСЕ: ПЕРВЫЕ ШАГИ К ГУМАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАНЦИИ (2025)
Выпуск: Т. 25 № 2 (2025)
Авторы: СЕМЕНОВ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ

Введение. Личность Николя де Кондорсе весьма неоднозначно трактуется в философско-педагогической периодике отечественных и зарубежных исследователей. В статье предпринимается попытка акцентировать внимание на идеях Кондорсе о гуманизации обучения, а также актуализируется принцип «равенства и общедоступности образования». Анализируется конфронтация религиозной и республиканской модели воспитания и обучения детей. Теоретический анализ базируется на авторской концепции Кондорсе, изложенной в произведении «Cinq mémoires sur l’instruction publique», а также в его социально-личностном портрете, описанном отечественными учеными и энциклопедистами. На основании проведенного анализа был представлен проект реформы основного общего образования, предложенный Кондорсе, а также приведена обозначенная им демаркация между понятиями обучение [instruction] и образование [éducation].

Заключение. Оценка передового опыта гуманизации и гуманитаризации образования с учетом реформаторского опыта Кондорсе позволила актуализировать проблему воспитания молодежи и обозначить прерогативу государства в исполнении этой важной задачи. Кроме того, сформулированы основные философские постулаты «свободного» образования, среди которых общедоступность и равенство занимают ключевое место.

Сохранить в закладках
ПОТЕНЦИАЛ ДИАЛОГА КУЛЬТУР В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДИЗАЙНЕРОВ (2025)
Выпуск: Т. 25 № 2 (2025)
Авторы: У МЯНЬ

Введение. Проведенное исследование нацелено на выявление потенциала диалога культур как методологии и технологии, эффективной в профессиональном образовании будущих дизайнеров. Теоретический анализ. Научная новизна заключается в уточнении сущностных характеристик понятия «качество подготовки будущих дизайнеров», которое может быть рассмотрено как совокупность личностных и профессиональных характеристик дизайнера, обеспечивающих его готовность к продуцированию новых идей, к созданию востребованного оригинального продукта. Также новым является обоснование влияния диалога культур на совокупность характеристик, определяющих качество подготовки дизайнеров. Эмпирический анализ. Проведенный в двух вузах (Китай, Россия) педагогический эксперимент позволил получить эмпирические данные, подтверждающие, что для профессиональной подготовки дизайнера эффективно изучение отдельных дисциплин, содержательно и ценностно обогащенное знакомством с культурными феноменами другой страны, а также рефлексией собственных ощущений студентов, дискуссией, связанной с осмыслением потенциала той или иной культурной традиции в современном дизайне, с выявлением общего и отличий как в культуре, так и дизайнерском опыте разных стран и т. п.

Заключение. Доказано, что диалог культур способствует повышению качества профессиональной подготовки будущего специалиста в области художественного дизайна.

Сохранить в закладках
РАЗРАБОТКА КОРОТКОЙ ФОРМЫ ОПРОСНИКА НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЙ НАДЕЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ (2025)
Выпуск: Т. 25 № 2 (2025)
Авторы: НЕХОРОШЕВА ИННА ВЛАДИМИРОВНА

Введение. В научной и практической деятельности необходимы и полные, и короткие формы опросников. В последние годы активно развивается научное направление – психология коррупции личности. Но разнообразие психодиагностических инструментов в этой области невелико. Задачей данной работы стала разработка короткой формы опросника нравственно-правовой надежности личности Е. Ю. Стрижова. Основной недостаток опросника – большой объем: 108 вопросов с 6-балльной шкалой ответов. Теоретический анализ. Описано смысловое наполнение термина «нравственно-правовая надежность личности», приведены данные о валидности и надежности опросника. Эмпирический анализ. Описана процедура отбора вопросов в короткую форму. Отобрано 15 вопросов, все они коррелируют с полным опросником в диапазоне Rs = 0,51–0,77, p < 0,0001, n = 101. Итоговый показатель по короткой форме хорошо коррелирует с полной формой Rs = 0,94, p < 0,0001, n = 101; со Шкалой диспозиционного эгоизма (К. Муздыбаев) Rs = −0,66, p < 0,0001, n = 101; со Шкалой социальной ответственности (L. Berkowitz, K. Lutterman в адаптации К. Муздыбаева) Rs = 0,58, p < 0,0001, n = 101, с прямыми вопросами о допустимости взяток и воровства. Показатель α Кронбаха равен 0,8, n = 257; коэффициент корреляции с ретестом Rs = 0,76, p < 0,001, n = 59; коэффициент дискриминативности δ Фергюсона равен 0,96. Приведены данные описательной статистики, n = 257.

Заключение. Сокращенный вариант опросника имеет хорошие психометрические показатели.

Сохранить в закладках
ВЗАИМОСВЯЗЬ ДУХОВНОГО ЛИДЕРСТВА И СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ (2025)
Выпуск: Т. 25 № 2 (2025)
Авторы: БИСЕНГАЛИЕВ РУСЛАН САПАРГАЛИЕВИЧ

Введение. Исследуется взаимосвязь между социально-психологическими и духовными характеристиками лидера организации и состоянием ее организационной культуры. Теоретическая часть статьи анализирует теоретико-методологические основы проводимого эмпирического исследования. Рассматриваются ключевые положения ордерного подхода к социально-психологическому изучению феномена организационной культуры, включая модели и определения. Отмечается, что ордерное понимание организационной культуры фокусируется на ее этическом содержании, которое, в свою очередь, является неотъемлемой частью феномена духовности. Эмпирическое исследование носит пилотный характер и выполнено в качественной парадигме. Цель исследования – изучение взаимозависимости между духовными качествами руководителя и состоянием корпоративной культуры организации.

Методы исследования: оценка выраженности субордеров организационной культуры; сотериологическая оценка уровня развития лидерских качеств; анкетирование; интервьюирование; анализ кейсов; включенное наблюдение.

Заключение. Полученные результаты показали, что сбалансированное развитие всех трёх субордеров («семья», «армия», «церковь») и внимание к сотериологическим характеристикам лидера значительно повышают эффективность работы организации. Сделан вывод о духовном лидерстве как ключевом факторе, способствующем гармонизации субордеров организационной культуры и созданию позитивной атмосферы в организации. Исследование подтверждает, что духовное является необходимым для стабильного и успешного функционирования компании.

Сохранить в закладках
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЗАДАПТИВНОЙ ПОДЧИНЯЕМОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (2025)
Выпуск: Т. 25 № 2 (2025)
Авторы: БЕЛЫХ ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА, КНЯЗЕВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ

Введение. Проблема изучения дезадаптивной подчиняемости личности в виртуальной среде является новой для современной психологии и требует анализа теоретических и методологических основ ее исследования. Теоретический анализ. Методология исследования данной проблемы может опираться на междисциплинарный, интегративный, системно-процессуальный, субъектно-деятельностный, когнитивистский и ситуационный подходы с целью изучения как устойчивых психологических детерминант в их интегративном и системном измерении, так и динамических, ситуационных, отражающих механизм возникновения и функционирования дезадаптивной подчиняемости в быстро меняющихся условиях виртуального общения. Заключение. Междисциплинарный подход вносит вклад в изучение разнообразия детерминант проявления дезадаптивной подчиняемости. Интегративный подход позволяет изучить характер интеграции разноуровневых свойств в зависимости от выраженности дезадаптивной подчиняемости. Системно-процессуальный подход открывает возможности для изучения динамики связей между разноуровневыми свойствами индивидуальности, обеспечивающими наличие/отсутствие склонности к дезадаптивному подчинению. Субъектно-деятельностный подход позволяет раскрыть связь между выраженностью субъектности личности, ее видами, выполняемой деятельностью и проявлением дезадаптивной подчиняемости. Когнитивистский подход раскрывает механизм переработки личностью информации, причин существования рациональных/иррациональных установок, степени критичности к ее восприятию и проявления рефлексивности в условиях виртуального взаимодействия. Ситуационный подход акцентирует внимание на изучении условий осуществления интернет-взаимодействия как одной из детерминант дезадаптивной подчиняемости.

Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ И СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИМ (2025)
Выпуск: Т. 25 № 2 (2025)
Авторы: БЕЗНОСОВ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ

Введение. Обосновывается актуальность проблемы обеспечения информационной безопасности. Цель статьи – проанализировать социально-психологические способы ведения информационной войны и средства противодействия. Задачи статьи: доказать, что информационное влияние становится специфическим современным оружием; проанализировать способы противодействия информационной войне; описать влияние информационной войны на правовые отношения и правовое сознание. Теоретический анализ. Проанализированы три типа войны: информационная, когнитивная и психосенсорная. Информационная война направлена на разрушение правопорядка, правовых отношений и государственного строя противника. Подобная война может принести правовому сознанию значительный урон, формируя недоверие к органам власти. Информационная война не имеет границ и распространяется на коммуникативные каналы всех государств. Заключение перемирия или капитуляция не означает прекращения информационной войны. Цель когнитивной войны состоит в получении контроля над сознанием противника, перекодировании его менталитета. В задачи психосенсорной войны входит угнетение эмоционального состояния членов общества, создания атмосферы страха, ужаса, безысходности. В процессе проведения такой войны совершаются террористические акты.

Заключение. Российский народ успешно противостоит информационной войне, и именно он является основным гарантом информационной безопасности России.

Сохранить в закладках
← назад вперёд →