Архив статей журнала
Длительный период основой для деятельности уполномоченных по правам человека в регионах России было законодательство соответствующего субъекта Федерации. Практика, наработанная уполномоченными в субъектах, наряду с другими обстоятельствами, позволила выдвинуть предложение о разработке законопроекта, регулирующего их деятельность на федеральном уровне. Законопроект был разработан и принят в качестве федерального закона, который действует в настоящее время. Ввиду этого представляют интерес вопросы развития института уполномоченного в конкретном субъекте Федерации. Для исследования выбрана Иркутская область. Определено, что развитие института обусловлено как потребностями Иркутской области, так и развитием федерального законодательного регулирования. В статье выделены этапы развития института. Первый этап – его учреждение на уставном уровне. На втором этапе отмечается развитие уставного и законодательного регулирования, усиление институциональной независимости омбудсмена, и среди прочего корректировка его компетенции. Третий этап также определен изменением компетенции омбудсмена, что было обусловлено учреждением на территории Иркутской области таких институтов, как уполномоченный по правам ребенка и уполномоченный по защите прав предпринимателей, передачей им вопросов, которые до этого рассматривались региональным омбудсменом. Четвертый этап, длящийся и в настоящее время, – это этап развития института на основании федерального законодательного регулирования. Автор отмечает, что развитие происходит в рамках общих этапов развития института уполномоченных в регионах. Исследование позволяет проследить становление и эволюцию государственного правозащитного органа в Иркутской области.