Архив статей журнала

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ПЕРИОДА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ (2024)
Выпуск: Т. 15 № 3 (57) (2024)
Авторы: БУРМИСТРОВА ЮЛИАНА ЮРЬЕВНА, МИКЕРИН АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Введение: в статье рассматриваются особенности организации местного самоуправления в советский период развития государства, уделяется внимание полномочиям местных советов, анализируются проблемы реформирования самоуправления на различных исторических этапах, трансформация уровней советской государственности.

Материалы и методы: нормативной правовой основой исследования стали отдельные положения Декретов советской власти, Закона РСФСР от 19.07.1968 «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР»; Закона РСФСР от 29.07.1971 «О районном Совете народных депутатов РСФСР», Закона СССР от 09.04.1990 № 1417-1 «Об основных началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», Закона от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР», Положения об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы 1993 года. Теоретико-методологическую основу исследования составили работы ученых - специалистов в области конституционного права, муниципального права, исторической науки, выдержки из публичных выступлений государственных деятелей в различные годы. Методологическую основу исследования составили системный подход, общедиалектический метод научного познания, а также сравнительно-правовой и историко-правовой методы исследования.

Результаты исследования: выявлены особенности историко-правового развития института местного самоуправления в советский период, проанализированы полномочия местных органов власти, обоснованы изменения, связанные с деятельностью местного самоуправления с периода образования РСФСР и до принятия Конституции Российской Федерации.

Обсуждение и заключение: авторы делают выводы о существенном изменении принципов организации и функционирования системы органов местного самоуправления в зависимости от проведения конституционных реформ, о незавершенности процесса формирования эффективно функционирующей системы реализации местной власти в советском обществе, что во многом определятся динамикой политической практики и необходимостью ее разностороннего теоретического осмысления

Сохранить в закладках
О МЕРАХ ПООЩРЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (2025)
Выпуск: Т. 16 № 2 (60) (2025)
Авторы: НИГМЕТЗЯНОВ АЛМАЗ АЛЬБЕРТОВИЧ

Введение: в статье проанализированы меры, применяемые для поощрения муниципальных образований, как необходимое условие эффективного функционирования органов местного самоуправления. Исследованы нематериальные (мотивирующий фактор) и материальные меры поощрения муниципальных образований, направленные на их устойчивое развитие.

Материалы и методы: автором рассмотрена совокупность норм конституционного, административного и бюджетного права, формирующих публично-поощрительные правоотношения, представлены научно-теоретические положения ученых и материалы судебной практики по обозначенной проблематике; использовались общенаучные методы, а также специальные: структурно-функциональный, формально-юридический.

Результаты исследования: анализ научной литературы и законодательства, регулирующего публично-наградные правоотношения, позволил выделить две группы мер поощрения: материальные и нематериальные. Нематериальные меры поощрения - это меры, основанные на признании заслуг местного сообщества, действующего исходя из коллективного сознания, сформированного общностью интересов и ценностей населения конкретной территории. Основными формами нематериального поощрения являются награды и присвоение почётных званий как на федеральном, так и региональном уровнях. Материальные меры поощрения муниципальных образований - это средства, поступающие в местный бюджет за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Обсуждение и заключение: негативно оценено отсутствие в значительной части субъектов Российской Федерации законодательства, которое бы предусматривало награждение муниципальных образований, поскольку местное сообщество должно получать позитивную оценку своих заслуг. В наградной политике государства и соответствующих нормативных правовых актах необходимо предусмотреть награждение муниципальных образований государственными наградами и присвоение им почетных званий. Предлагается ввести понятие бюджетного гранта, предоставляемого муниципальному образованию.

Сохранить в закладках