Архив статей журнала
Введение: в статье рассматриваются вопросы применения сотрудниками правоохранительных органов задержания как меры государственного принуждения, основания и порядок ограничения свободы граждан, а также возникающие в связи с этим права и обязанности представителей государственной власти. Автор предлагает возможные способы устранения законодательных коллизий, связанных с регламентацией порядка реализации отдельных принудительных мер.
Материалы и методы: в процессе подготовки статьи автор при анализе источников и материалов пользовался сравнительно-правовым и формально-логическим подходом, а также применял метод логического анализа. В качестве нормативной базы выступило действующее российское законодательство, а теоретической основой исследования послужила научная литература.
Результаты исследования: сформулированы положения, касающиеся правовой регламентации порядка осуществления административного доставления и задержания сотрудниками полиции и войск национальной гвардии, проведен анализ правового статуса лица, подвергающегося доставлению и задержанию. С целью защиты прав и свобод граждан, а также повышения эффективности применения государственных мер принуждения предлагается модель правового регулирования оснований и порядка применения доставления и следующего за ним административного задержания как в качестве мер предупреждения, так и для пресечения противоправных действий.
Обсуждение и заключение: проанализированы положения нормативных правовых актов, регулирующих основания и порядок осуществления задержания в рамках реализации полномочий сотрудников правоохранительных органов. Являясь обеспечительной мерой, задержание невозможно осуществить без другой меры принуждения - доставления, которое является принудительным перемещением лица в помещение органа внутренних дел. Специфический характер административного задержания заключается в том, что нарушение конституционного права лица на свободу возможно только в случаях, когда есть веские основания полагать, что лицо совершило противозаконное деяние. Административный закон прямо указывает на то, что данная мера обеспечения может быть реализована только должностными лицами, наделенными соответствующими государственными полномочиями.
Введение: в статье торговля людьми рассмотрена как явление транснациональной преступности и всеобщая социальная проблема, которая отражает существующий в обществе спрос на различные виды эксплуатации людей и требует постоянного пересмотра и усиления ответных мер от национальных правительств и международного сообщества.
Материалы и методы: материалом проведенного исследования послужили правовые положения Европейского союза и отдельных государств - участников в сфере противодействия торговле людьми. Исследование основано на результатах применения общих и частных методов. С использованием метода обобщения и сравнительного анализа проведены обобщение и анализ положений по исследуемому вопросу. С применением функционального метода выявлены основополагающие ценности и цели в сфере противодействия торговле людьми. Структурный метод позволил выявить взаимосвязи между различными правовыми явлениями.
Результаты исследования: выполнен обзор правовой основы для законодательного регулирования противодействия торговле людьми в государствах - членах Европейского союза, национальных планов Италии, Германии и Франции по противодействию торговле людьми. В последние годы Европейский союз активно усиливает меры противодействия торговле людьми, реагируя на увеличение статистических показателей о продаже людей и изменениях в способах вербовки жертв для преступной эксплуатации и появление новых видов человеческой эксплуатации.
Обсуждение и заключение: к особой категории жертв торговли людьми во всем мире относят несовершеннолетних, уязвимость которых особенно увеличивается в ходе легальной и нелегальной миграции. На фоне ухудшающейся геополитической обстановки, увеличения и расширения миграционных потоков, увеличения цифровых способов вербовки людей с целью эксплуатации, с учетом глобального характера преступного явления торговли людьми, существенный вклад в разработку единообразных и эффективных стратегий противодействия торговле людьми, в особенности несовершеннолетними, может внести анализ зарубежного опыта правового регулирования.
Введение: в статье рассматриваются вопросы формирования и развития правового регулирования отношений, связанных с созданием, оборотом и применением информационных и высоких технологий.
Материалы и методы: в качестве материалов исследования выступили доктринальные источники, связанные с различной трактовкой исследуемых понятий, использовались труды ученых в рамках рассматриваемой темы. Исследование основано на комплексе методологических подходов. Основополагающее значение получили формально-юридический, метод актуализации, ретроспективный, сравни-тельно-правовой методы.
Результаты исследования: в настоящее время взаимоотношение между органами власти и гражданами осуществляется, в том числе, с помощью различных онлайн-сервисов. Международные конфликты превратились в конфликты технологий, идет активная разработка новейших БПЛА, технологий искусственного интеллекта, осуществляются исследования в области суперпроводников и возобновляемого топлива и т. д.
Обсуждение и заключение: современные технологии стали неотъемлемым атрибутом жизни всех граждан России. Изложенное подчеркивает важность необходимости регулирования отношений, связанных с созданием, оборотом и применением информационных, коммуникационных и высоких технологий, со стороны государства.
Введение: в статье рассматривается проблема, связанная с формированием в общественном сознании образа сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, отвечающего запросам гражданского общества. Обращено внимание на положительные и отрицательные признаки личности защитника правопорядка.
Материалы и методы: в основе проведенного исследования - диалектический метод познания действительности; авторами применялись общенаучные и частнонаучные методы (опрос, анкетирование, логический, формально-юридический, системно-структурный анализ). Использовались труды известных ученых в области социологии, психологии, криминологии, педагогики.
Результаты исследования: проанализированы и обобщены анкеты курсантов и слушателей Казанского юридического института МВД России, сформированные для изучения их литературных и кинематографических предпочтений, выбора социальных сетей и профессиональной заинтересованности.
Обсуждение и заключение: авторы приходят к выводу, что необходима целенаправленная и продуктивная работа по созданию в общественном сознании образа полицейского, готового прийти на помощь людям, умело и ответственно выполняющего служебные задачи, проявляющего смелость и отвагу, благородство и доблесть, честность и справедливость. Сформулированы рекомендации для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в части приобретения знаний, умений и навыков по профессии «Полицейский».
Статья представляет собой отзыв члена диссертационного совета Санкт-Петербургского государственного университета на диссертацию Федорук Елены Олеговны на тему «Институт юридической ответственности в контексте развития технологий искусственного интеллекта: критический анализ», представленную на соискание ученой степени кандидата юридических наук по научной специальности 5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки (юридические науки).
Введение: в статье рассматриваются признаки преступлений и групповых нарушений общественного порядка при проведении спортивных, общественно-политических, культурных мероприятий. Особое внимание обращено на массовые беспорядки, их виды и детерминирующие факторы. С криминологических позиций исследуются толпа, личность преступника, причины совершения преступлений при проведении массовых мероприятий. Отражена роль сотрудника органов внутренних дел в предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений в период проведения массовых мероприятий.
Материалы и методы: при подготовке статьи изучены научные труды (статьи, монографии, авторефераты, диссертационные исследования, касающиеся данной проблемы). Эмпирическую основу исследования составили материалы следственной и судебной практики, публикации официальных СМИ, включая интернет-ресурсы. При проведении исследования применялись контент-анализ, исторический, системно-структурный, формально-логический, сравнительный методы.
Результаты исследования: в условиях развития цифровых технологий появляются новые способы вовлечения граждан в протестные акции (несанкционированные мероприятия) с помощью социальных сетей, мессенджеров и иных возможностей интернет-среды. На фоне возрастающего уровня нелегальной миграции прогнозируется участие мигрантов в публичных протестных акциях, которые могут представлять угрозу общественному порядку и общественной безопасности, что свидетельствует о необходимости своевременного криминологического анализа и прогноза складывающейся ситуации, а также выработки управленческих решений.
Обсуждение и заключение: в статье предлагаются меры предупреждения преступлений и административных правонарушений, совершаемых при проведении массовых мероприятий, на общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном уровнях. Отражена криминологическая характеристика личности правонарушителя в рассматриваемой сфере.
Введение: статья посвящена исследованию эффективности уголовно-правового воздействия, связанного с охраной общественных отношений, возникающих при нарушении правил охраны и использования недр.
Обзор литературы: изучены труды С. А. Боголюбова, М. М. Бринчука, Е. А. Галиновской, С. И. Голубева, Н. В. Кичигина, А. А. Кулешовой, Т. А. Яковлевой и других ученых, посвященные правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользования, в том числе уголовной ответственности за нарушение правил охраны и использования недр.
Материалы и методы: методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы: исторический, системно-структурный, логический, историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой и др. Эмпирической основой исследования послужили документы стратегического планирования; федеральное и региональное законодательство; материалы следственной и судебной практики, а также публикации, представленные в открытых источниках (средствах массовой информации), посвященные исследуемой тематике.
Результаты исследования: в статье дана характеристика правового регулирования недропользования в Российской Федерации, отмечены его отдельные недостатки; выделены проблемы, возникающие при привлечении лиц к уголовной ответственности за нарушение правил охраны и использования недр; на основе анализа отечественного и зарубежного опыта конструирования уголовно-правовых норм и их содержательного контента сделан вывод, что часть 1 статьи 255 УК РФ нуждается в совершенствовании, и сформулированы соответствующие предложения. О
бсуждение и заключение: предлагается инкорпорировать нормативные правовые акты, регулирующие вопросы использования и охраны недр, что позволит более быстро и эффективно выявлять и квалифицировать нарушения в указанной сфере, определять вид юридической ответственности и применять конкретные правовые нормы; закрепить на законодательном уровне понятия «участок недр», «пользование недрами», «охрана недр» и ряд других; дифференцировать ответственность за нарушение правил охраны и использования недр путем внесения изменений в часть 1 статьи 255 УК РФ.
Введение: в статье проанализированы меры, применяемые для поощрения муниципальных образований, как необходимое условие эффективного функционирования органов местного самоуправления. Исследованы нематериальные (мотивирующий фактор) и материальные меры поощрения муниципальных образований, направленные на их устойчивое развитие.
Материалы и методы: автором рассмотрена совокупность норм конституционного, административного и бюджетного права, формирующих публично-поощрительные правоотношения, представлены научно-теоретические положения ученых и материалы судебной практики по обозначенной проблематике; использовались общенаучные методы, а также специальные: структурно-функциональный, формально-юридический.
Результаты исследования: анализ научной литературы и законодательства, регулирующего публично-наградные правоотношения, позволил выделить две группы мер поощрения: материальные и нематериальные. Нематериальные меры поощрения - это меры, основанные на признании заслуг местного сообщества, действующего исходя из коллективного сознания, сформированного общностью интересов и ценностей населения конкретной территории. Основными формами нематериального поощрения являются награды и присвоение почётных званий как на федеральном, так и региональном уровнях. Материальные меры поощрения муниципальных образований - это средства, поступающие в местный бюджет за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
Обсуждение и заключение: негативно оценено отсутствие в значительной части субъектов Российской Федерации законодательства, которое бы предусматривало награждение муниципальных образований, поскольку местное сообщество должно получать позитивную оценку своих заслуг. В наградной политике государства и соответствующих нормативных правовых актах необходимо предусмотреть награждение муниципальных образований государственными наградами и присвоение им почетных званий. Предлагается ввести понятие бюджетного гранта, предоставляемого муниципальному образованию.
Введение: противодействие терроризму и экстремизму рассматривается как элемент идеологической функции государства.
Материалы и методы: исследование основано на использовании общенаучных методов и приемов: анализ, синтез, индукция, дедукция. Наибольшее значение получили формально-правовой и сравнительный методы, используемые для толкования положений анализируемого законодательства.
Результаты исследования: автор обозначает проблематику существования угроз государству в идеологической сфере, на основании чего противодействие таким угрозам осуществляется посредством реализации идеологической функции. Актуальными угрозами в настоящее время следует считать терроризм и экстремизм, являющие собой определенные идеологические системы.
Обсуждение и заключение: автор предлагает разделить формы противодействия терроризму и экстремизму на две группы: правоохранительные меры и меры в рамках идеологической деятельности государства. Под правоохранительными мерами следует понимать широкий спектр мероприятий, режимов и деятельности, которые направлены на предотвращение, пресечение и ликвидацию последствий террористических актов и экстремистской деятельности. Меры противодействия в рамках идеологической деятельности государства направлены на недопущение экстремизма и терроризма как элемента идеологической жизни общества. Таким образом, противодействие терроризму и экстремизму проявляется как в практическом аспекте (согласованной деятельности правоохранительных органов, органов власти и силовых ведомств), так и идеологическом (составляющим отдельное направление идеологической функции государства).
Введение: статья преследует цель определения дальнейшего перспективного развития правового института возраста уголовной ответственности с учетом удовлетворения потребностей участников правоотношений, а также современных особенностей быстрого взросления детей.
Материалы и методы: при подготовке статьи применялись диалектический метод познания социально-правовых и нравственных явлений, в процессе изложения статьи - сравнительно-правовой (позволил сопоставить действующие правовые нормы и результаты их реализации на практике), догматический (помог сформулировать новые нормы права), статистический (посредством него обобщены качественно-количественные показатели) методы.
Обзор литературы: в рамках подготовки статьи проанализированы мнения научных исследователей, ведущих процессуалистов, а также практических сотрудников системы МВД России.
Результаты исследования: автор предлагает подвергнуть комплексному исследованию вопросы, касающиеся установления возраста уголовной ответственности. Объясняется данная необходимость тем, что укоренившиеся в прошлом столетии уголовные, уголовно-процессуальные фундаментальные положения не способствуют оптимизации судопроизводства, поэтому эффективность некоторых законодательных норм ставится под сомнение. Кроме этого, автор предлагает отказаться от фиксированного возраста уголовной ответственности, но с сохранением в качестве некоторого возрастного рубежа, по достижении которого в отношении лица возможно применять «взрослые» виды наказания, 16 лет (при совершении отдельных преступлений - 14 лет).
Обсуждение и заключение: с целью нивелирования выявленных в ходе исследования института возраста уголовной ответственности проблем сформулированы предложения по оптимизации действующего законодательства, внесению соответствующих изменений, дополнений.
Введение: в статье рассматриваются понятие и сущность цифрового мошенничества; изучается понятие «цифровое мошенничество»; исследуются объект, а также обязательные и факультативные признаки объективной стороны цифрового мошенничества. При этом в статье анализируется как основной состав мошенничества, регламентированный ст. 159 УК РФ, так и квалифицированные составы (ст. 1593 УК РФ, ст. 1596 УК РФ). Автор исследует особенности установления отдельных признаков объективной стороны и указывает, что научную полемику вызывает вопрос определения информационных технологий как самостоятельного признака цифрового мошенничества, а также вопрос определения места совершения исследуемого противоправного явления.
Обзор литературы: изучены научные труды Д. В. Пучкова, Е. А. Русскевича, И. Р. Бегишева, Д. А. Овсюкова, М. А. Ефремовой, Е. В. Зотиной. Материалы и методы: методологическая основа исследования представлена совокупностью общенаучных и специальных методов научного познания, среди которых диалектический метод, формально-юридический и системно-структурный метод. Эмпирическую основу исследования составили: действующие законодательные нормы, статистические данные ГИАЦ МВД России, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановления районных судов, представленные в открытых источниках.
Результаты исследования: автор приходит к выводу, что информационные технологии следует признавать именно средством совершения цифрового мошенничества, а местом совершения данных деяний необходимо считать местонахождение виновного лица.
Обсуждение и заключение: обосновывается необходимость дополнения ст. 159, ст. 1593, ст. 1596 УК РФ примечаниями, согласно которым размер значительного ущерба будет равен сумме не менее десяти тысяч рублей; а также дополнения ч. 3 ст. 159 УК РФ квалифицирующим признаком «с использованием информационных технологий», что, в свою очередь, позволит подчеркнуть повышенную общественную опасность подобных деяний и закрепить в законодательстве самостоятельный вид мошенничества с применением информационных технологий любого вида.
Введение: статья посвящена исследованию неизвестного масштабного столкновения советских войск и армии союзников на территории Германии вблизи города Торгау за несколько дней до официальной встречи на Эльбе 25 апреля 1945 г.
Материалы и методы: исходным источником для комплексного исследования послужили воспоминания и опубликованные дневниковые записи реальных участников Шпремберг-Торгауской операции. Методологическую особенность статьи составил переход от микроистории к анализу сведений мемуаров и официальных документов. Все, что ранее рассматривалось как частное, а иногда как случайное, оказалось в центре нашего исследовательского интереса. В связи с этим такой подход дал возможность по-иному взглянуть на давно известные события.
Результаты исследования: в апреле 1945 года американские войска атаковали советские военные части восточнее Эльбы, но были разгромлены и отброшены на запад. Это событие рассматривается на фоне других примеров немотивированной агрессии со стороны «союзных войск» в отношении частей Красной армии на территориях, контролируемых советскими войсками. В результате сопоставления воспоминаний со сведениями мемуаров, архивных документов выявлен преднамеренный характер этих нападений, имевший целью лишить Советский Союз победы в военном, политическом и экономическом аспектах. Исход Шпремберг-Торгауской операции с разгромом германских и американских войск оказал существенное влияние на формирование итогов Второй мировой войны, международную политику и повседневную жизнь миллионов людей.
Обсуждение и заключение: анализ опубликованных и неопубликованных источников позволяет авторам по-иному воспринимать отдельные события конца Великой Отечественной войны. Настоящее понимание того исторического периода стало возможным лишь потому, что исследователям стали доступны неизвестные или малоизвестные факты о тех тяжёлых днях, выпавших на долю советского народа.
- 1
- 2