Архив статей

РОЛЬ И ПОЛНОМОЧИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ОБОРОТА КРИПТОВАЛЮТ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (2023)
Выпуск: Т. 16 № 6 (2023)
Авторы: Гурко Антон Владимирович, Баланюк Леонид Леонидович

Цель исследования. В статье рассматриваются особенности правового регулирования оборота криптовалюты в России как вида цифровой валюты для определения степени дефицита правового инструментария в сфере регулирования, надзора и контроля криптовалютного рынка. Выводы. Несмотря на лидирующие позиции России по объему криптовалютными расчетами и майнингу, в российском законодательстве отсутствует необходимая для регулирования криптовалютного рынка терминология. Такая ситуация приводит к отсутствию определения разрешенных и запрещенных видов деятельности на криптовалютном рынке, адекватного применения налогообложения ко всем криптовалютным операциям, а не только к операциям по отчуждению криптовалюты, отсутствии методики мер и видов юридической ответственности за нарушения в криптовалютном обороте. Кроме этого, позиция Центрального банка РФ состоит в том, чтобы запретить не только расчеты в криптовалюте, но и любые, связанные с ней операции. Для решения данной проблемы по ликвидации правового вакуума в сфере криптовалютного оборота нужно определить необходимую для законодательного внедрения терминологию, определяющую особенности криптовалютных операций, и классификацию цифровых валют. В статье был проведен анализ разных методологических подходов Центрального банка РФ, Правительства РФ и органов ЕАЭС к возможности применения криптовалюты как платежного инструмента. Авторы статьи предлагают собственную классификацию видов цифровых валют, которая даст возможность определить полномочия Центрального банка РФ по регуляторным и контрольно-надзорным функциям касаемо выпуска и обращения разных видов существующей цифровой валюты в общем и криптовалюты, в частности.

Сохранить в закладках
ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ЦИФРОВЫХ ПРАВ И КРИПТОВАЛЮТ В ЕАЭС (2023)
Выпуск: Т. 16 № 7 (42 ст.) (2023)
Авторы: Попов Алексей Алексеевич, Баланюк Леонид Леонидович

Задача совершенствования механизма платежно-расчетных отношений между государствами - членами ЕАЭС на базе расширения использования национальных валют во взаимных расчетах определена Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, (далее - Договор 2014г.) а также в ряде иных программных и концептуальных документов ЕАЭС. Согласно Концепции формирования общего финансового рынка, сотрудничество по вопросам развития общего платежного пространства основывается на принципах национальной безопасности, независимости и равенства национальных платежных систем. Вместе с тем ограничения, введенные третьими странами, непосредственно влияют на сроки проведения и стоимость трансграничных платежей в рамках ЕАЭС. Поэтому важно обеспечить бесперебойное и бесшовное проведение платежей как между странами ЕАЭС во взаимной торговле, так и на «внешнем периметре» - с третьими странами - ключевыми и потенциально значимыми торговыми партнерами. Эта задача может быть решена в том числе посредством новой платежно-расчетной инфраструктуры ЕАЭС, сформированной на базе перспективных финансовых технологий: цифровых валют центральных банков, смарт-контрактов и пр. Важную роль в реализации этих проектов могут сыграть межгосударственные евразийские институты развития. Важный элемент формирования нового механизма платежно-расчетных отношений стран ЕАЭС - обеспечение прав и законных интересов инвесторов и потребителей финансовых услуг. В этой связи гарантии безопасности финансовых операций для населения приобретают приоритетное значение.

Сохранить в закладках