Архив статей

Служебно-профессиональное воспитание курсантов образовательных организаций МВД России в условиях организованного досуга. Часть 1. Литературно-музыкальная гостиная «Наша культура» (2025)
Выпуск: № 3 (102), Том 30 (2025)
Авторы: Ульянова Ирина Валентиновна

Целью представленного цикла из трех статей по заявленной теме служат характеристика и научное обоснование методик воспитания курсантов образовательных организаций МВД России, раскрывающих специфику их организованного досуга в контексте служебно-профессионального воспитания с опорой на групповую и индивидуальногрупповую формы работы, интегрированные в систему общеуниверситетских и общефакультетских мероприятий. Центральной идеей служебно-профессионального воспитания курсантов в данном случае выступает базовый педагогический концепт формирования морально-нравственного самосознания личности, ее служебно-профессиональной убежденности, укрепления чувства долга, патриотизма. Материалы и методы. Теоретико-методологическую основу исследования составили положения научной школы «Педагогика смысложизненных ориентаций в системе подготовки кадров для органов внутренних дел России» (И. В. Ульянова), в которой раскрыта сущность философского, общенаучного, конкретно-научного, технологического уровней служебно-профессионального воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Охарактеризовано содержание следующих методик организованного досуга: «Литературно-музыкальная гостиная „Наша культура“», «Киноклуб „Ракурс“», «Художественно-творческие проекты», «Дневник событий и саморазвития». Результаты и обсуждение. Значительная часть курсантов, начинающих обучение в образовательных организациях МВД России, транслируют следующие трудности, сопряженные с проблемами предшествовавшего школьного образования и свойственные многим современным российским абитуриентам независимо от специфики избранной профессии: социальный инфантилизм, общекультурную и коммуникативно-речевую некомпетентность, рефлексивную пассивность, склонность к первичной киберзависимости. Это становится серьезным препятствием для отказа в российской системе образования от либерального (постмодернистского) дискурса и эффективного перехода к подлинно национальной образовательной доктрине, сочетающей учебно-воспитательные традиции и новации (она, доктрина, масштабно отражена в законодательном арсенале, однако спорадически внедряется в повседневную образовательную практику). При этом необходим учет изначального включения курсантов образовательных организаций МВД России в служебную деятельность в качестве рядовых полиции, принятия ими Присяги, что требует интенсификации адаптационного процесса. Выводы. Служебно-профессиональное воспитание курсантов образовательных организаций МВД России — процесс полиаспектный, полиэтапный, динамичный, обусловливающий поиск и совершенствование воспитательных методик, которые выступят в качестве значимых ресурсов для эффективной профессионализации, гармоничного развития личности.

Сохранить в закладках