Архив статей

НАУЧНАЯ ШКОЛА С. А. ГАСПАРЯНА. ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ МЕДИЦИНСКОЙ КИБЕРНЕТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (2025)
Выпуск: № 1 (21) (2025)
Авторы: Зарубина Татьяна Васильевна, НИКОЛАИДИ Е.Н., ПАШКИНА Е.С.

работе описаны основные направления учебной, научной и проектной деятельности кафедры медицинской кибернетики и информатики с момента ее организации и до настоящего времени. Особое внимание уделено вкладу С. А. Гаспаряна в решение проблем информатизации здравоохранения Российской Федерации — созданию классификации информационных медицинских систем, модели оценки здоровья населения, критериев оценки деятельности учреждений и служб здравоохранения и медицинских вузов.

Сохранить в закладках
НАУЧНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ КАФЕДРЫ ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ № 2 ИНСТИТУТА КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ РОССИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ Н. И. ПИРОГОВА: ВЕРНОСТЬ ТРАДИЦИЯМ И СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД (2025)
Выпуск: № 1 (21) (2025)
Авторы: Резник Елена Владимировна, БАНЗЕЛЮК Е.Н., ГЛАЗУНОВА С.И., МОГУТОВА П.А., ЖУРАВЛЕВ А.К., СТРУТЫНСКИЙ А.В.

115-летняя история кафедры пропедевтики внутренних болезней № 2 Института клинической медицины Российского национального исследовательского университета (РНИМУ) им. Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения РФ богата выдающимися именами и славными достижениями. В настоящей статье рассматриваются научные клинические школы, связанные с историей кафедры, их вклад в отечественную клинику внутренних болезней, а также современные научные направления деятельности кафедры.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПУЛЬМОНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (2025)
Выпуск: № 1 (21) (2025)
Авторы: БЕЛЕВСКИЙ АНДРЕЙ СТАНИСЛАВОВИЧ, Анаев Эльдар Хусеевич, КНЯЖЕСКАЯ НАДЕЖДА ПАВЛОВНА, МАКАРОВА М.А.

Статья посвящена анализу методов обучения пульмонологии в разных группах терапевтов и врачей-специалистов. Показано, что современные способы обучения врачей первичного звена не соответствуют запросам времени и современным реалиям практической деятельности и жизни. Проанализированы причины данного обстоятельства с разных сторон. Показано, что применяемые методы обучения не позволяют улучшить знания врачей и переносить их в практическую деятельность. Предлагаются новые схемы обучения, которые позволяют полнее предоставить и закрепить знания врачей, в первую очередь первичного звена, а также интерполировать полученные знания в область своей практической деятельности.

Сохранить в закладках
ОБУЧЕНИЕ МЕДИЦИНЕ КАК ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (2025)
Выпуск: № 1 (21) (2025)
Авторы: ТАРАТУХИН Е.О.

В статье проводится аналогия обучения клинической медицине и, в частности, клиническому мышлению, как научению иностранному языку. В отличие от бытового языка, профессиональный язык описывает особую реальность — дискурсивное пространство той или иной культурной практики. Набор концептов, описывающих профессиональную реальность в медицинском знании настолько богат, что может сравниться с полноценным языком. Богатство описаний процессов организма, богатство их объяснения посредством введения категорий из смежных областей — отраслей — науки, взаимодействие редукционизма и холистического взгляда, делают язык медицины выделяющимся из профессиональных языков. Синтаксис концептов — умение познавать предмет интереса (болезнь, здоровье) и влиять на него с заданной целью. Необходимость работать с психосоматической составляющей заболеваний и их профилактики подчеркивает сложность медицинского языка. Статья не является подробной философской экспликацией, но предлагает читателям — профессионалам медицинского образования — взглянуть на педагогику, особенно, на выработку клинического мышления под углом языкового научения.

Сохранить в закладках
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В АСПИРАНТУРЕ НА КАФЕДРЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (2025)
Выпуск: № 1 (21) (2025)
Авторы: Ларина Вера Николаевна, МИРОНОВА Т.Н., Орлов Дмитрий Александрович

В статье проанализирована результативность обучения в аспирантуре на кафедре терапевтического профиля медицинского университета. Проведен анонимный опрос 11 аспирантов (6 мужчин и 5 женщин) в возрасте от 26 до 35 лет, обучавшихся по специальности «внутренние болезни» и «кардиология» в период с 2018 по 2024 г. Все аспиранты, которые закончили обучение в аспирантуре, успешно и в срок сдали государственную итоговую аттестацию, защитили научно-квалификационную работу и диссертацию. Ответ на вопрос «Насколько Вам интересно заниматься научно-исследовательской деятельностью?» соответствовал 10 (9; 10), «Насколько Вы оцениваете свое желание заниматься преподавательской деятельностью?» — 10 (9; 10) баллам. За желание продолжить заниматься научно-исследовательской деятельностью после защиты диссертации проголосовали все аспиранты. Сложности с набором материала отметили 55%, со статистической обработкой данных — 36%, с подготовкой раздела «обзор литературы» — 27%, «материал и методы исследования» — 18%, «собственные результаты» — 18% аспирантов. На вопрос, что необходимо улучшить при обучении в аспирантуре, 63,64% аспирантов ответили, что ничего улучшать не следует, 36,36% выбрали научно-исследовательскую подготовку, 9,09% — теоретическую подготовку на базе университета. Специфика обучения в аспирантуре на кафедре поликлинической терапии Института клинической медицины с использованием многосторонней подготовки специалистов в теоретическом, научном и педагогическом направлении способствует эффективной подготовке диссертационного исследования и ее защите в срок. Прослеживается высокая заинтересованность аспирантов в научной и педагогической деятельности.

Сохранить в закладках
ПРОВЕДЕНИЕ ВЫЕЗДНЫХ ЦИКЛОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, РЕАЛИЗУЕМЫХ КАФЕДРОЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НЕЙРОХИРУРГИИ РНИМУ ИМ. Н. И. ПИРОГОВА (2025)
Выпуск: № 1 (21) (2025)
Авторы: Крылов Владимир Викторович, ПОЛУНИНА Н.А.

Нейрохирургия является одной из самых динамически развивающихся и высокотехнологичных специальностей в медицине, поэтому залогом эффективной деятельности врача-нейрохирурга является его непрерывное обучение с целью получения новых теоретических знаний и совершенствования практических навыков. В статье представлена методика проведения выездных циклов повышения квалификации, осуществляемых сотрудниками кафедры фундаментальной нейрохирургии Института непрерывного образования и профессионального развития (ИНОПР) РНИМУ им. Н. И. Пирогова.

Сохранить в закладках
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ НЕШТАТНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ: НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ НЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ (2025)
Выпуск: № 1 (21) (2025)
Авторы: Первухин Николай Николаевич, Гуменюк Сергей Андреевич, Суин Павел Анатольевич

К врачам-специалистам, участвующим в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, предъявляются высокие требования в отношении их специальной подготовки. Цель исследования — установить уровень профессиональных компетенций оказания медицинской помощи в экстренной форме и определить потребность в обучении на циклах повышения квалификации по медицине катастроф у врачей нештатных формирований службы медицины катастроф (СМК) городских поликлиник. Сбор данных осуществлялся методом анонимного анкетного опроса, объем выборки составил 262 человека. При проведении исследования установлено, что только 46,7% респондентов владеют необходимыми практическими навыками, наибольшие затруднения вызывают интубация трахеи (24,0%), трахеостомия при асфиксии и умение пользоваться аппаратурой для проведения искусственной вентиляции легких (по 27,1%). Также выявлена высокая степень потребности врачей-специалистов в дополнительном профессиональном обучении по медицине катастроф в рамках циклов повышения квалификации: только 26,0% врачей в течение последних 5 лет были обучены по медицине катастроф в рамках дополнительного профессионального образования, о потребности в изучении вопросов медицины катастроф сообщили 79,4% респондентов. Таким образом, укомплектование нештатных формирований СМК должно осуществляться только врачами-специалистами, прошедшими обучение по медицине катастроф. При разработке дополнительных профессиональных программ по медицине катастроф целесообразно предусматривать взаимодействие кафедр медицины катастроф с профильными клиническими кафедрами для закрепления навыков выполнения врачебных манипуляций для оказания экстренной медицинской помощи.

Сохранить в закладках
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ОРДИНАТУРЫ: КУДА ДВИГАТЬСЯ ДАЛЬШЕ? (2025)
Выпуск: № 1 (21) (2025)
Авторы: ПРИРОДОВА О.В., ХОРЕВА М.В., Морохина Светлана Львовна

В статье проведен анализ результатов анкетирования выпускников программ ординатуры, завершивших обучение в 2020–2023 годах, который позволил оценить удовлетворенность качеством обучения по программам ординатуры: теоретическим обучением, практической подготовкой, возможностью заниматься научными исследованиями в рамках программы ординатуры, а также востребованность полученных выпускниками теоретических знаний и практических навыков в дальнейшей практической деятельности на рабочем месте. Анализ анкет дал возможность выявить и обозначить проблемные вопросы обучения, которые оказывают влияние на последующую работу выпускника по специальности ординатуры, а также предложить пути решения для улучшения показателей удовлетворенности теоретическим и практическим обучением путем предоставления ординатору возможности персонализированного обучения с формированием индивидуальной образовательной траектории (ИОТ), в том числе интегрированного обучения по программам ординатуры и программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре — интегрированного обучения «ординатура-аспирантура» или подготовки к «рабочему месту» — ИОТ для ординаторов, обучающихся по договорам о целевом обучении.

Сохранить в закладках