Введение. Интерес к проблеме восприятия фигуры пророка-реформатора Савонаролы и его идей можно проследить, начиная с появления первых трудов о монахе. «Антропологический поворот», произошедший в исторической науке в последние десятилетия XX в., способствовал усилению внимания к социальному окружению доминиканца. В настоящее время тема не потеряла своей актуальности, как в связи с введением в научный оборот новых источников, так и возможностью переосмысления уже используемых материалов в соответствии в различными методологическими установками.
Материалы и методы. Анализ «Диалога» позволяет увидеть, как «учение» Савонаролы, распространяясь в различных формах среди не представлявших однородной группы современников монаха, неодинаковым образом воспринималось и истолковывалось ими. При рассмотрении текста источника показалось целесообразным обратиться к положениям, высказанным Мишелем де Серто и Роже Шартье, предложившим рассматривать культурное и интеллектуальное «потребление» как форму «производства», когда исходные тексты (книг, проповедей и проч.) приобретают значения через множественные интерпретации реципиентов.
Анализ. Беседу Доменико и его друга Филалета можно разделить на три части. Одна из них связана с обзором трудов сторонников и противников Савонаролы. Упоминание конкретных авторов и их сочинений позволяет составить представление о различных подходах к «учению» фра Джироламо и разнообразных его интерпретациях. Еще одна часть беседы – истолкование сути доктрины доминиканца, как ее понимал сам Бенивьени. И, наконец, последняя – перечисление опубликованных работ монаха, посредством которых читатели «Диалога» могли самостоятельно постигнуть его наставления относительно реформирования современных христиан.
Результаты. В своем труде Д. Бенивьени почти буквально воспроизводит основные положения программы Савонаролы по обновлению современной Церкви. Автор «Диалога» уделяет значительное внимание пути личного совершенствования каждого христианина с опорой на евангельские образцы, а также на труды и проповеди флорентийского пророка, не отрицая при этом посредническую роль священства. Последнее отвечало запросам современников Доменико, испытывавших потребность в развитии индивидуального благочестия, но не стремящихся к разрыву с официальной Церковью.