Введение. В работе анализируется реакция горцев Северного Кавказа на происходящие процессы изменения их повседневности, которые можно считать революционными. Для части населения они были неприемлемы и вызвали разные формы отторжения. Были выбраны различные способы отрицания нового мировоззрения и мироустройства– от пассивного отрицания до вооруженного сопротивления.
Материалы и методы. В статье на основании общенаучных методов анализа и синтеза, системно-структурного метода реконструируется целостная картина явления, обозначаемого как «революция повседневности». Акцент делается на сопротивлении данному процессу со стороны части северокавказского общества.
Анализ. Автор, положив в основу применяемые способы сопротивления имперскому миропорядку, выделил несколько условных социальных групп, которые отличаются друг от друга своим неприятием «революции повседневности», последовавшей за капиталистической модернизацией. Наименее склонная к компромиссу часть населения выберет для себя исход с земли предков. Другие предпочтут с оружием в руках продолжить сопротивление и будут противопоставлять «европейскому» образу жизни свою мусульманскую альтернативу. Ещё одну группу составят одиночки-маргиналы, известные как абреки, которые стремились отстаивать собственный образ жизни в борьбе с государством. Уместным видится добавить к этим протестным сообществам ещё и революционеров-народников из числа образованной горской молодёжи. Они также критиковали происходящие изменения с позиции сторонников социалистических идеалов.
Результаты. Реакция на происходящие изменения привела к расколу горского общества. Для одних наступившая эпоха капиталистической модернизации стала шансом к улучшению имущественного и социального статуса, а другие, напротив, утратили былые привилегии и уверенность в завтрашнем дне. Вызовы «революции повседневности» спровоцировали устойчивые протестные настроения, которые разделялись немалой частью местных жителей. Одни однозначно противились покушениям на «старину», другие были возмущены не самими новациями, а тем, что не могли в должной мере воспользоваться ими. Были и те, кто отстаивал идеалы социальной справедливости, а потому капиталистическая «революция повседневности» трактовалась ими в негативном ключе.