В статье рассматривается художественная специфика сборника Э. Н. Успенского «Новые русские сказки». Актуальность работы вызвана наблюдаемым в наши дни повышенным интересом как к творчеству классика отечественной литературы, так и к многочисленным попыткам осовременивания русского фольклора, осуществляемым практически во всех видах искусства, и прежде всего в мультипликации и игровом кино. В сборнике, опубликованном в 2005 году, то есть вышедшем одновременно с первыми мультфильмами про богатырей, созданными на студии «Мельница» и зародившими интерес в массовой культуре к переосмыслению народного творчества, в целом сохраняется сюжетная первооснова народных произведений. Современные мотивы вводятся в сборник путём сравнения объектов прошлого с известными ребёнку реалиями, как правило, по контрасту, без создания постмодернистского коллажа. Автор предполагает, что введение многочисленных описаний и диалогов сделает лаконичный текст сказки более доступным маленькому читателю. В то же самое время, подчёркивая алогизм сказок, вызванный их мифологической первоосновой, Успенский фактически окончательно десакрализует народный текст, делая поступки героев нелепыми, лишёнными смысла. Несмотря на большое количество переизданий, в научной литературе сборник анализируется впервые.
Пьеса Евгения Шварца «Кукольный город» (1938) занимает особое место в наследии одного из крупнейших советских детских писателей и драматургов. Будучи предназначена для кукольного театра и отличаясь предельным разнообразием как персонажей, так и амплуа, она продолжает эстетику экспрессионизма и с трудом поддается однозначному воплощению на игрушечной сцене. Актуальность статьи состоит в определении места этой пьесы в освоении темы кукол отечественной литературой. Новизна статьи заключается в том, что впервые эта пьеса рассмотрена в контексте философских поисков эпохи, а именно, стремления выработать непротиворечивое понятие о бытии, которое можно распространить и на живое, и на искусственное тело. Пьеса Евгения Шварца не относится к типу «театр в театре», несмотря на то, что куклы в ней играют в куклы, напротив, она перекликается с тогдашней социальной реальностью. К пьесе оказывается применим аппарат изучения античного диалогического экфрасиса, пьеса сопоставляется с другими вариантами кукольных городов от древности до наших дней, а также с пьесой-сказкой Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени» (1940), изначально предназначенной для кукольного театра и тоже представляющей кукольный город. Экзистенциальные и утопические мотивы в этой сказке оказываются еще сильнее, тогда как «Кукольный город» оказывается необходимой связкой между авангардным пересмотром привычного статуса тела и привычных социальных отношений и экзистенциальными поисками в мировой философии.
Цель данного исследования состоит в описании основных лингвокультурологических особенностей концепта «дружба» в языковой картине мира на материале древнерусской литературы. Дружба как морально-этический аспект человеческих взаимоотношений неоднократно становилась темой изречений «знаменитых мужей древности» и библейских книг. В паремиях как ценностно-маркированных высказываниях, отражающих поведенческие доминанты нации в целом, тема дружбы также активно развивалась. Именно в них часто повторяется мысль о преданности и взаимовыручке друзей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, а также о предпочтении старого друга новому. В пословицах, поговорках и изречениях, как показало настоящее исследование, очень чётко сформулировано морально-этическое отношение членов социума к дружбе, в них находят своё отражение нравственные нормы и стереотипы поведения, фиксируются особенности этнического мировидения. Дружба как социально-психологический феномен особенно важна для русской лингвокультуры в силу одной из основных особенностей характера русского человека - готовности прийти на помощь другу, иногда даже через самопожертвование. Основными критериями истинной дружбы в русской культуре считаются духовная близость, доверительные отношения, взаимовыручка, общность интересов. Несмотря на то, что понятие дружбы трансформировалось на протяжении столетий, основы её понимания, заложенные русским народом в древние века, остаются актуальными и по сей день, при этом некоторые суждения могут отражать несколько архаичные взгляды.
В статье анализируется рассказ И. А. Новикова «Юда разбойник» (1912) в сопоставлении с фольклорным первоисточником - белорусской сказкой, опубликованной Е. Р. Романовым. Поставлена цель выявить авторскую стратегию переработки фольклорного материала. Решены следующие задачи: охарактеризовать фольклорный сюжет и его отражение в художественной литературе; выявить отступления Новикова от первоисточника и соотнести с литературным контекстом; определить художественный и содержательный вектор авторских изменений. Установлено, что положенный в основу произведения сюжет является вариантом народной легенды о двух великих грешниках. Новиков следовал сюжету первоисточника, но дополнил его отдельными этнографическими и художественными деталями, авторскими описаниями и отступлениями. Живописные и сатирические элементы перекликаются с традициями Н. В. Гоголя и В. И. Даля. Также Новиков создал в произведении образ повествователя, речь которого близка к народно-поэтическому сказу и отражает современную писателю тенденцию к формированию орнаментальной прозы. Это сближает художественные поиски Новикова с экспериментами А. Белого, А. М. Ремизова и Е. И. Замятина. В рассказе Новикова выявлены черты сходства с предшествующим и современным литературным контекстом, а также отражение идей Серебряного века, в том числе неортодоксальное понимание религиозной веры.
В статье рассматривается проблема воплощения иррационального начала как эстетического принципа В. В. Набокова, реализованного в ранней прозе и осмысленного им в лекциях по литературе. Этот принцип определяется как модернистской парадигмой, так и иррационально-игровым миропониманием В. В. Набокова. В статье раскрывается отношение В. В. Набокова к «здравому смыслу», который он призывал нивелировать из сферы искусства. Посредством иррационального начала В. В. Набоков развенчивал реалистическое искусство с его утилитаризмом и пристрастием к «жизнеподобию». Литературная игра является ключевым компонентом поэтики исследуемого материала. Русский художник трактует феномен игры, согласуясь с хейзинговским положением о том, что игра - это священнодействие. В. В. Набоков в игровой манере деконструировал языковые шаблоны предшествующей литературы; был нацелен на создание языка новой эстетики, предназначенного исключительно для сферы искусства. В своем раннем творчестве русский писатель транслирует идею о том, что единственный возможный путь познания мира проходит через иррациональное в человеческой психике, именно поэтому в центре внимания оказывается герой шизоидного типа личности.
В этом смысле русского писателя можно считать одним из основоположников театра абсурда, демонстрирующего изображение мира с точки зрения абсурдного сознания.
Статья посвящена обзору взаимоотношений Максима Горького и Саввы Морозова на общественно-политическом, социокультурном и психологическом фоне жизни России рубежа XIX-XX веков. В статье широко используются как документальные материалы (воспоминания современников, статьи и книги историков и литературоведов), так и художественные тексты, в первую очередь - итоговый роман Максима Горького «Жизнь Клима Самгина». Научная новизна статьи состоит, в частности, в рассмотрении противоречивых и до сих пор в значительной степени не изученных взаимоотношений писателя и промышленника на фоне житейской и деловой этики староверия, в лоне которой вырос Савва Морозов. Богатый материал для размышлений даёт и история взаимоотношений главных героев перманентного конфликта, которым были жизнь и гибель промышленника-мецената и общего для всех - при всей разности их судеб - стремления порвать со средой, их породившей, что проявилось, в частности, в отношении всех этих персонажей (супруги Морозовы, Горький, Андреева, Красин) к своему исконному, изначальному имени и фамилии. Не менее показательным для понимания сокровенных пружин и особенностей, двигавших этими людьми, может быть сопоставительное изучение дошедшей до нас скупой и часто искажённой ими самими и их современниками биографической информации и того, как их характеры и судьбы отразились в романе «Жизнь Клима Самгина».
Интерес к творческому наследию Е. И. Замятина со стороны современных литературоведов остается достаточно устойчивым. При этом аспектами большинства исследований традиционно являются роман-антиутопия «Мы», специфика орнаментальной прозы писателя, некоторые иные. О самом сборнике писателя «Лица», включившем литературные портреты современников Е. Замятина и его статьи о литературе, работ крайне мало. Выйдя впервые в 1955 году в Нью-Йоркском издательстве имени Чехова, книга сразу же обратила на себя внимание ведущих литературные критиков Русского зарубежья, получила благожелательные отзывы. Однако год спустя Г. Ада-мович призвал на примере «Лиц» пересмотреть то, что ранее принималось без проверки. Ранее, в 1920-х критик отмечал «блестящую литературную форму» замятинских очерков, их особую стилистику, указал, одним из первых, на главную их особенность - воссоздание психологического образа героя. Теперь, в 1956-м г., анализируя «Лица» с позиций культурного поля современности, Г. Адамович был резок и беспощаден в своих заключениях и шел вразрез с традиционным взглядом на замятинскую публицистику. В 1967-м г. «Лица» будут переизданы, затем войдут в мюнхенское собрание сочинений Е. Замятина. К очеркам, лекциям, статьям писателя станут активно обращаться журналы Русского зарубежья. Все это подтверждает несомненную значимость публицистического наследия Е. Замятина. Однако хотелось бы вспомнить Г. Адамовича, попытавшегося, хотя и не очень удачно, отойти от испытанных, привычных оценок наследия русской классики ХХ века, в частности, замятинского творчества, освоить некие новые ориентиры постижения литературы.
В статье рассматривается проблема различного восприятия героями романа звуков и запахов довоенного и военного времени. При этом делается определенный акцент на сравнительно-сопоставительном анализе изменений в восприятии слухо-обонятельных впечатлений, полученных в разные периоды жизни героев произведения. Описание услышанных звуков дается с точки зрения психологических особенностей человека в тот или иной период, когда звуковой фон становится дополнительным источником определения духовно-нравственного состояния личности героев. Исследование опирается на детальный текстологический анализ, который сопровождается пояснениями и комментариями, проливающими дополнительную ясность в вопросе функционирования разнообразных звуковых оттенков, представленных в романе. Центральным в исследовании становится внутренний мир человека, спокойно жившего в мирное время, наслаждавшегося всеми его красками и внезапно оказавшегося в условиях боевых действий, когда переворачивается все сознание человека, ломается его восприятие. Именно восприятие звуков и запахов косвенно показывает, насколько люди меняются в условиях реальных боевых действий по сравнению с мирной обстановкой. Различные звуки войны воспринимаются по-новому, а привычные звуки прежней мирной жизни приобретают другую окраску и тональность, становясь яркими признаками изменившегося уклада жизни. Запахи, приближаясь по своей силе к натуралистичности, тоже становятся знаковым явлением для характеристики происходящего и отражают в основном контраст между мирным и военным временем. Все это в совокупности создает особый колорит романа Б. Васильева «В списках не значился».
В статье представлены примеры индивидуальных траекторий произвольного воспроизведения испытуемых, которые были получены в двух сериях лонгитюдного эксперимента (2009-2020 гг.). В эксперименте использован авторский метод исследования произвольного воспроизведения, предполагающий определение качественной специфики и объема припоминания и наложение индивидуальных траекторий показателей произвольного воспроизведения. Индивидуальные траектории произвольного воспроизведения обусловлены продуктивностью запоминания с опорой на функциональные механизмы мнемических способностей, эффективностью запоминания благодаря функциональным и операционным механизмам мнемических способностей, уровнем реализации мнемических действий, наличием регулирующих механизмов мнемических способностей, уровнем развития интеллекта, уровнем развития мотивации мнемической деятельности, а также уровнем понимания оригинала и картиной имеющихся знаний испытуемых. Мнемические действия, как совокупность ассоциативно-ориентировочных, аналитико-синтетических и контрольно-оценочных действий, являются инструментами актуализации. Характер оригинала связан с объемом и качеством его припоминания. Действие объективных факторов эффективности произвольного воспроизведения (длительности периода между запоминанием и воспроизведением, объема и специфики материала, условий запоминания и воспроизведения) всегда преломляется через субъектные (уровень развития интеллекта и мнемических способностей) и субъективно-личностные (уровень развития регулирующих механизмов мнемических способностей, мотивации, понимания материала) характеристики.
Статья посвящена изучению различий в уровне эмпатии студентов 18-20-летнего возраста с разными уровнями субъективного переживания состояния одиночества. В исследовании приняли участие 120 человек (22 юноши и 98 девушек). Выборка сформирована из обучающихся 1-3 курсов ГГТУ. Диагностика состояния одиночества осуществлялась с помощью теста Д. Рассела, М. Фергюсона. Исследование эмпатии проводилось с помощью опросника И. М. Юсупова. Студенты отличались преобладанием низкого уровня одиночества и высокого уровня эмпатии. Корреляционный анализ позволил выявить связь между субъективным переживанием состояния одиночества и уровнем развития эмпатии. У субъектов с высоким уровнем одиночества преобладал очень высокий уровень эмпатии. У испытуемых с низким уровнем одиночества диагностирован средний уровень эмпатии. Посредством использования статистического критерия было установлено, что показатели одиночества в группах с низким и средним, низким и высоким, средним и высоким уровнями значимо различались. Показатели эмпатии в группах с очень высоким и высоким, высоким и средним, средним и очень высоким уровнями значимо различались. Показатели эмпатии в группах с высоким и средним, средним и низким, высоким и низким уровнями субъективного переживания одиночества значимо различались. В работе сделан акцент на необходимости своевременного устранения выявленной тенденции проявления высокого уровня эмпатии в группе молодежи с высоким уровнем субъективного переживания одиночества.
Автор анализирует необходимость допрофессиональной педагогической подготовки, влияющей на качество отбора и дальнейшей подготовки кадров. В статье раскрывается понятие «психолого-педагогическая культура», компоненты психолого-педагогической культуры. Особое внимание автор уделяет раскрытию ценностно-смыслового компонента психолого-педагагогической культуры личности, отмечая, что он является системообразующим в формировании и развитии данного вида культуры. Цель данной работы состоит в создании модели ценностно-смыслового компонента психолого-педагогической культуры. В статье приводится анализ результатов эмпирического исследования, проведенного в 2023-2024 годах в г. Барнаул Алтайского края. В исследовании приняли участие 324 школьника 10-11 классов, обучающихся по психолого-педагогической направленности или другим видам. Для всестороннего изучения ценностно-смыслового компонента были проведены следующие методики: 1) «Система жизненных смыслов» (В. Ю. Котляков), 2) «Тест смысложизненных ориентаций» (Д. А. Леонтьев, в адаптации Е. Н. Осина, Н. В. Кошелевой), 3) Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах (УСЦД) Е. Б. Фанталовой, 4) Ценностный опросник (Ш. Шварц, в адаптации Н. М. Лебедевой), 5) Диагностика ценностных ориентаций подростков (В. Ф. Сопов Л. В. Карпушина), 6) «Самоактуализационный тест» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз), 7) Мини-эссе «Мое отношение к педагогической профессии». По результатам факторного анализа, проведенного с опорой на первичные данные, были выделены 15 факторов, включенных в состав ценностно-смыслового компонента. В статье представлена итоговая модель ценностно-смыслового компонента психолого-педагогической культуры личности старшеклассников.
В статье приведены результаты исследования феноменологии преодоления трудной жизненной ситуации при помощи метода интервью. Нарративные методы исследования позволяют выявить довольно тонкую феноменологию трудной жизненной ситуации. Длительность преодоления трудной жизненной ситуации зависит как от специфики стрессовой ситуации, так и от адаптивных возможностей личности - от ее возможности привлекать разного рода ресурсы для преодоления. В преодолении трудной жизненной ситуации сосуществуют как осознанные стратегии совладающего поведения, так и неосознаваемые/полуосознаваемые психологические защиты. На всем протяжении переживания трудной жизненной ситуации эффективно действуют интрапсихические механизмы неосознаваемой психики. Действие их становится очевидным «по итогу», поскольку сам процесс защиты, вследствие его «свернутости» в бессознательном, отследить сложно. Проведено эмпирическое исследование преодоления трудной жизненной ситуации с участием 18 взрослых людей в возрасте от 58 до 80 лет. Исследование проводилось в форме нарративного интервью с элементами феноменологического интервью. Результаты интервью подвергались контент-анализу для выявления обобщений в особенностях трудных жизненных ситуаций, а также способов их преодоления. Большая часть трудных жизненных ситуаций, описываемых респондентами, не поддавалась быстрому разрешению. Среди ведущих способов эмоционально-ориентированного копинга можно отметить: молитву, отвлечение, занятия творчеством (у женщин - кулинарию, вязание, шитье; у мужчин - электронику), обращение к социальному ресурсу (с целью «выговориться»), обращение к прежнему опыту успешного совладания.