В статье представлены результаты исследований межэтнических взаимодействий в вооруженных силах США и их анализ. Применяемые методы исследования - анализ, синтез, сопоставление и обобщение. Результаты теоретического анализа могут использоваться в научно-исследовательской деятельности, в области развития этносоциологического знания.
На основе данных «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения «Высшая школа экономики» (National Research University Higher School of Economics)» анализируются динамика и особенности удовлетворенности военных пенсионеров своей жизнью в период с 2007 по 2022 год. Внимание сфокусировано на динамическом анализе уровня и отдельных структурных параметров удовлетворенности жизнью военных пенсионеров в условиях неопределенности и нестабильности трансформирующегося общества, который помогает расширить представление об особенностях социальной адаптации данной категории граждан.
В статье на основе эмпирических данных показан сравнительный анализ представлений руководителей органов внутренних дел о критериях эффективности управления. Обнаружена и описана содержательная разница в концептуализации понимания категории «эффективное управление» руководителей двух старших поколений. Предполагается, что выявленные отличия являются следствием реформы органов внутренних дел 2011 года, в ходе которой осуществлен переход от милиции к полиции.
В статье анализируется теоретический и эмпирический концепт «организационного доверия» в контексте полицейских организаций, позволяющий выделить его структуру и оценить уровень. Используются общенаучные методы (анализ, синтез) и частно научный метод (социологический опрос в форме анкетирования). Результаты эмпирического анализа указывает на необходимость повышения доверия в полицейских организациях на трех уровнях: транзакционном, горизонтальном и вертикальном.
В данном исследовании рассматриваются субъективные самооценки здоровья населения в Республике Башкортостан. Самооценка состояния здоровья проявляется в оценках респондентов из разных социально-экономической зон республики. Анализ исследования основан на результатах социологического опроса, проведенного в Республике Башкортостан в период с мая 2023 по июль 2023 года.
В результате исследования выявлена взаимосвязь между самооценкой состояния здоровья респондентов и социально-экономической зоной. По мере продвижения от Центра к отдаленным зонам наблюдается постепенный переход от улучшения к ухудшению самооценки состояния здоровья. Процент людей, сообщающих о положительном самочувствии, уменьшается, в то время как число тех, кто сообщает о тревожном ухудшении состояния здоровья, увеличивается по мере удаления от административного центра (Уфы) в сторону периферийных социально-экономических зон. В исследовании также подчеркивается значительное влияние хронических заболеваний на общественное здоровье. В нем утверждается необходимость целенаправленных профилактических мер, учитывающих как территориальные, так и социальные факторы.
Цель статьи заключается в обосновании, определении и описании социальных функций такого социального феномена, как иноязычное образовательное неравенство. Целевая ориентация определяется, с одной стороны, недостаточной релевантностью широко распространенного типичного набора социальных функций неравенства в образовании для исследования конкретного анализируемого феномена. С другой стороны, обоснование социальных функций любого социального феномена предопределено той теоретико-методологической конструкцией, на которую опирается исследователь. При этом нельзя отрицать того факта, что осмысление роли социальных функций как внешних проявлений свойств объектов, их назначения в функционировании целостной социальной системы всегда были и остаются актуальной научной задачей. В качестве методологической основы для определения основных социальных функций иноязычного образовательного неравенства автором была использована парадигмальная функциональная сетка AGIL, разработанная Т. Парсонсом. В статье обосновывается использование этой методологической схемы для анализа социальных функций, рассматриваемого с соблюдением базовых принципов структурно-функционального анализа. Реализуя эту методологическую модель и опираясь на дедуктивную логику теоретического анализа, были выявлены основные функции иноязычного образовательного неравенства в современном российском обществе: селективная, регулятивная, стимулирующая и стратифицирующая. В статье описаны и охарактеризованы выявленные функции анализируемого феномена. Выводы и умозаключения подтверждены многочисленными статистическими данными и анализом результатов эмпирических социологических исследований. Проанализированные функции подтверждают вывод об объективном существовании и функциональной заданности иноязычного образовательного неравенства в современном российском обществе. Реализация этих функций способствует сохранению социальной стабильности общества и воспроизводству его социальной структуры.
В статье рассматриваются особенности и проблемы интеграции молодых исследователей в научное сообщество современного наукограда, а также роль городской инфраструктуры и коммуникационных практик в формировании научной карьеры. Эмпирическую базу исследования составляют полуструктурированные интервью с молодыми учеными, обучающимися и трудоустроенными в наукограде. Всего было собрано 15 интервью. В качестве основного метода анализа использован тематический анализ, в процессе которого были выделены две ключевые темы: значение городской инфраструктуры как среды для научной деятельности и роль коммуникации с научным сообществом, обеспечивающей включенность в научную среду. На основе рассмотрения этих тем сделан вывод о значимости вертикальной интеграции в локальные научные сообщества для молодых ученых. Кроме того, подчеркивается важность развитой инфраструктуры и неформальных каналов общения как факторов, способствующих включению молодых специалистов в профессиональное научное сообщество. Анализируется роль научных коллективов в построении индивидуальных карьерных траекторий, подчеркивая, что как городская среда, так и локальные профессиональные сообщества оказывают существенное влияние на мотивацию молодых исследователей к продолжению академической карьеры. Коммуникация внутри сообщества играет ключевую роль, обеспечивая возможности для эффективной реализации научного потенциала.
В статье рассматривается внешняя политика Турции в отношении стран бывшей Югославии в 1990-е годы - период распада СФРЮ и обострения этнорелигиозных конфликтов на Балканах. Цель исследования - выявление факторов, определивших трансформацию турецкой внешней политики от осторожного нейтралитета к активному вовлечению в региональные процессы. Особое внимание в работе уделяется роли религиозной, этнической и культурной идентичности в формировании балканского вектора Анкары. В статье используется историко-сравнительный метод изучения первичных источников, а также анализируются работы ведущих турецких и зарубежных исследователей. Особое внимание уделено интерпретации идеологических сдвигов - от кемалистского гражданского национализма к озалистской концепции, сочетающей турецкую идентичность с исламским наследием Османской империи. Одним из перспективных направлений данного исследования является сопоставительный анализ позиции Турции в отношении к стремлению боснийских мусульман и косовских албанцев обрести национальное государство. Автор полагает, что подобная реализация разновекторного и адресного подходов к решению конфликтов на территории Западных Балкан в значительной степени оказала влияние на последующую стратегию выстраивания отношений между Турцией и странами бывшей Югославии, а также заложила базу для развития новых проектов в рамках инструментария «мягкой» и «умной» силы. Результаты исследования демонстрируют, что внешняя политика Турции в 1990-е годы была противоречивой и определялась балансом между стремлением к региональному лидерству, внутренними политическими рисками и давлением международных акторов, прежде всего США и НАТО. Анкара выработала гибкий внешнеполитический курс, который соответствовал постоянно меняющейся обстановке в регионе. Подобный подход претерпел изменения после прихода к власти Партии справедливости и развития в ноябре 2002 года, но вместе с тем сохранил свою актуальность и лег в основу современного внешнеполитического курса Анкары на Балканах.
В статье на основе данных социологических исследований измеряется уровень владения профессорского-преподавательского состава иностранными языками и характер их использования в профильном вузе. Для выявления лингвистических компетенций преподавателя используется метод самооценки. Параллельно проверяется наличие (или отсутствие) у преподавателя действующего международного сертификата о сдаче каких-либо экзаменов. Эта информация позволяет определить достигнутый преподавателем уровень владения иностранным языком. В соответствии со статистическими данными преподавателям-лингвистам дается субъективная оценка их интеллектуального уровня, выявляется степень, в которой они владеют иностранными языками. В соответствии с профилем преподавания (он может быть лингвистическим или не лингвистическим) и возрастом респондентов появляется возможность последовательно прийти к выводу о социально значимых различиях владельцев международных сертификатов. Для определения характера использования иностранных языков в учебной деятельности измеряются такие направления развития компетентности педагогов, как чтение профессиональной литературы, профессиональное общение с коллегами и студентами, посещение лекций, рецензирование научных работ и проведение научных семинаров. Проводится сравнительный анализ профессиональной деятельности преподавателей лингвистического и нелингвистического профиля, а также анализ динамики использования иностранного языка преподавателями-лингвистами и нелингвистами в учебной и научно-исследовательской деятельности. В ходе анализа направлений использования иностранного языка были отмечены некоторые различия между преподавателями-лингвистами, окончившими МГЛУ и получившими лингвистическое образование в других учебных заведениях, а также между преподавателями, имеющими ученую степень и не имеющими ее. На основании полученных данных сделан вывод о том, что число преподавателей-нелингвистов, проводящих плановые занятия на иностранном языке, становится больше, однако не все они оценивают свой уровень знания иностранным языком как высокий.
В статье рассматривается феномен частного репетиторства в контексте современной общеобразовательной школы. Актуальность исследования обусловлена глобальным распространением данного явления - от стран Азии до Европы и Северной Америки, а также его влиянием на качество образования и усиление социального неравенства. В России, несмотря на масштабность феномена частного репетиторства, отсутствует единая система его регулирования. Причины отсутствия такой системы требуют комплексного научного осмысления и выработки сбалансированной государственной политики. Особое внимание в исследовании уделено учителям иностранных языков как наиболее активным участникам рынка репетиторских услуг. Высокий спрос на их услуги объясняется спецификой их предмета и высоким спросом на дополнительные занятия иностранных языков. Методологическую основу работы составляют статистические данные Росстата за 2014-2024 годов, результаты масштабных всероссийских опросов учителей иностранных языков (N = 880 в 2021 г. и N = 400 в 2024 г.) среди учителей иностранных языков, а также сравнительный анализ международного опыта. Автор выявляет сложную систему мотивации педагогов, включающую не только финансовые факторы (47 % респондентов отмечают более высокую оплату труда репетитора, нежели школьного преподавателя ), но и стремление к профессиональной самореализации (63 % учителей ценят возможность индивидуального подхода к ученикам), а также желание избежать бюрократической нагрузки и работать по современным методикам. Автор предлагает комплекс практических рекомендаций, включающий создание федерального реестра репетиторов, введение системы добровольной сертификации, разработку профессионального стандарта, предоставление налоговых льгот, а также интеграцию лучших педагогических практик в школьное обучение. В статье особо подчеркивается необходимость перехода от политики ограничений к стратегии управляемой интеграции репетиторства, что позволит минимизировать социальные риски (такие как усиление образовательного неравенства) и одновременно повысить общее качество образования за счет использования потенциала частных педагогических практик.
Цель настоящего исследования состоит в разработке концептуальной модели управления социальной сферой Росгвардии. Предлагаемая модель ориентирована на систематизацию процессов внедрения передовых технологий, преодоление ограничений, характерных для традиционных методов работы, а также на адаптацию системы управления к современным требованиям общества. Внедрение современных технологий в системы управления социальной сферой является необходимым условием для снижения существующих дисбалансов и обеспечения легитимности проводимых преобразований. Такие изменения направлены на повышение эффективности, прозрачности и адаптивности управленческих процессов, что особенно актуально в условиях цифровой трансформации государственных и ведомственных структур. В статье подчеркивается важность гармоничного сочетания технологического прогресса, человекоцентричного подхода и особенностей функционирования военной организации. При этом особое внимание уделяется учету рисков, связанных с киберугрозами, этическим вопросам и культурным аспектам, влияющим на процессы цифровой трансформации в социальной сфере ведомства. В статье объединены теоретические подходы к целям и задачам Росгвардии с системным анализом, что позволило рассмотреть ведомство как многоуровневую структуру, характеризующуюся сложными внутренними и внешними связями. Применение комплексной методологии обеспечило всестороннее понимание функционирования организации в ее многогранном контексте. Компаративный анализ был использован для сопоставления опыта гражданских систем (на примере Москвы) и военных организаций, что позволило выявить пробелы в цифровизации Росгвардии. Метод моделирования позволил систематизировать ключевые элементы цифровой трансформации и предложить модель цифровизации управления социальной сферой Росгвардии. Данная сфера объединяет государственные, ведомственные и коммуникационные технологии с целью повышения эффективности управления. Исследование выявило фрагментарный и выборочный характер цифровизации в Росгвардии, что обусловлено ограничениями в ресурсах, нормативно-правовой базе и спецификой организационных процессов. В структуре ведомства новые цифровые решения преимущественно применяются в области коммуникаций, тогда как аналитические и операционные функции по-прежнему выполняются вручную. В рамках исследования была разработана и внедрена концептуальная модель управления процессами цифровой трансформации, направленная на систематизацию и оптимизацию этапов имплементации инновационных технологий в социальную сферу Росгвардии. В статье акцентируется то, что цифровые технологии в условиях нарастающей сложности и связанности современного мира становятся ключевым инструментом управления. Он дополняет традиционные методы принятия решений. Сложившейся механизм выработки решений требует переосмысления социальных и управленческих процессов. Автор предлагает концептуальный подход к управлению социальной сферой, в котором технологическая эффективность органично сочетается с принципами социальной инклюзивности. Все перечисленные аспекты приобретают особую значимость для повышения уровня доверия сотрудников и военнослужащих Росгвардии к системе управления социальной сферой и обеспечения безопасности в условиях цифровой трансформации государственных институтов.
В статье рассматриваются ключевые критерии и факторы, определяющие социальную дифференциацию в современном российском обществе. Исследование опирается на три взаимосвязанных направления: влияние уровня образования на социальное положение различных групп населения, воздействие региональных экономических различий на стратификационные процессы и роль культурного капитала в формировании социального статуса представителей российского общества. На основе эмпирических данных выявлено, что образование остается одним из главных инструментов социальной мобильности, однако его эффективность зависит от экономического контекста региона. Различия в валовом региональном продукте, уровне занятости и доходах обусловливают степень социальной стабильности и степень расслоения населения. Кроме того, активная вовлеченность в культурную сферу и наличие широких социальных связей коррелирует с высоким социальным статусом. Тем самым подтверждается значимость нематериальных (идеальных) ресурсов в социальной стратификации. Результаты исследования способствуют дальнейшему развитию теории социальной дифференциации. Итоги исследования позволяют также сформулировать практические рекомендации для социальной политики, направленной на снижение неравенства и повышение уровня социальной справедливости.
- 1
- 2