Архив статей журнала
Актуальность. Как известно, именно наличие качественной инфраструктуры обеспечивает необходимую основу для роста и развития экономики, снижает издержки, повышает уровень доступности базовых услуг. Для ускорения развития инфраструктуры правительства во всем мире прибегают к такому инструменту, как государственно-частное партнерство (ГЧП). Проекты ГЧП могут быть инициированы как публичной стороной (что предполагает проведение конкурсных процедур), так и частным инвестором (в этом случае речь идет о механизме, который получил название частная инициатива (ЧИ)). В данной статье предпринята попытка концептуального осмысления обоснованности применения ЧИ в практике реализации проектов ГЧП на основе выявления мотивов сторон, применяемых организационных механизмов, а также имеющихся преимуществ и ограничений.Методы. Представленное исследование основано на литературном обзоре рецензируемых научных статьей, индексируемых в таких базах цитирования, как Scopus, Web of Science и eLibrary.Ru. Кроме того, были использованы данные из открытых источников, таких как отчеты Росинфра и база данных Группы Всемирного банка «Частное участие в инфраструктуре».Результаты. Анализ показал, что использование частной инициативы для реализации проектов ГЧП связано (1) с рядом противоречий в мотивах публичной и частной стороны, стремящихся использовать данный механизм, (2) с особенностями организационного подхода к его применению и (3) возможному набору положительных или отрицательных результатов. На наш взгляд, именно этим объясняется неравномерность применения исследуемого механизма в различных макрорегионах мира. В результате предложена авторская концептуальная схема применения ЧИ.Перспективы. Полученные результаты согласуются с данными других исследователей, указывая на имеющийся потенциал и перспективность дальнейшего использования частной инициативы в проектах ГЧП. Дальнейшие исследования будут направлены на сбор и обработку статистических данных по результатам применения ЧИ в ряде стран. Это позволит более аргументированно подойти к разработке организационно-управленческого механизма реализации проектов ГЧП на основе частной инициативы, обеспечивающего максимальный социально-экономический эффект.