Архив статей журнала
Предлагается авторское описание этапов прединвестиционной фазы мегапроектного финансирования экономики. Запуску этого процесса предшествовала тридцатилетняя трансформация социально-экономической системы Российской Федерации. В ходе указанных преобразований произошла дезактивация функционировавшего до настоящего времени организационно-экономического механизма. Его жизнеспособность до момента начала специальной военной операции была обусловлена проводимой политикой рейганомики, тесно связанной с принципами Вашингтонского консенсуса. Определяя новый вектор экономического развития Правительством РФ в декабре 2023 г., впервые были выбраны 11 проектов технологического суверенитета. Среди них проекты портовой инфраструктуры, судостроения, энергетики, машиностроения, инфраструктурные проекты, приборостроения. Обозначая банки как субъекты финансирования мегапроектов, государство тем самым способствует развитию экономических отношений с использованием такого финансового инструмента как государственная гарантия. Для принятия решения о своем участии в крупномасштабных инвестиционных проектах уполномоченными органами государственной власти организуется расчет всех показателей эффективностей, в т.ч. бюджетной, финансовой, экономической, социальной. В случае, если речь идет о прошедших экспертизу, значимых для субъектов РФ проектах, его инициаторами определяется структура финансирования. При участии в проектах коммерческих банков, согласно сложившейся практике, в качестве обеспечения Министерством финансов РФ может быть предложена государственная гарантия федерального бюджета. В этом случае вопросы эффективности того или иного проекта отходят на второй план. Причина: в случае получения отрицательных результатов по итогам реализации инвестиционного проекта коммерческий банк спишет со счета казначейства всю имеющуюся задолженность по выданным оператору мегапроекта кредитам. Но в таком случае на сумму задолженности по кредиту произойдет утрата средств федерального бюджета. Чтобы этого не произошло, важно соблюсти баланс интересов всех участников мегапроекта. Роль государства остается двухаспектной. При выделении «позитивных» и «негативных» аспектов деятельности государства градация предполагает наличие следующей структуры: а) «негативный» аспект определялся ускорением экономического роста и являлся основой структурной трансформации; б) «позитивный» аспект представлял собой тот набор социально-политических обстоятельств, обусловливающих рост из принципиально возможного потенциально - в реальный.