Архив статей журнала
Состояние машинно-тракторного парка (МТП) экономических субъектов АПК оказывает влияние на уровень производительности труда в аграрной сфере, рентабельность производимой продукции, эффективность использования ресурсов, обеспеченность населения страны продуктами питания. В последнее время производство сельхозмашин в РФ сократилось, наблюдается старение МТП. Неполнота данных о процессах в локации трибоконтакта затрудняет создание надежных узлов трения сельхозмашин. Создание новых двигателей, используемых в АПК, актуализирует повышение ресурса тяжелонагруженных узлов трения для уменьшения потерь в трибосопряжениях. Исследование посвящено анализу данных, полученных при испытании различных тонких пленок (состоящих из пластичных металлов), нанесенных на стальную цилиндрическую поверхность (сталь 45 ГОСТ 1050-88) испытуемого образца (в форме диска) методом финишной антифрикционной безабразивной обработки (ФАБО) на машине трения 2070 СМТ-1. Величина коэффициента трения обусловлена радиальными биениями, как результатом отклонения от округлости поверхности вращения и центра поверхности от базовой оси вращения. В начальной стадии приработки трибосопряжения амплитуда радиальных биений высока в связи с наличием неровностей на поверхностях в узле трения. Присутствие этих неровностей приводит к увеличению радиуса образца. В процессе испытаний на токарном станке осуществлялось нанесение покрытий фрикционно-механическим способом посредством прутка. Конструкция машины трения СМТ-1 позволяет плавно регулировать скорость вращения диска. Анализ результатов эксперимента показал, что на медной плёнке значительно лучше удерживается масло, чем на стали и стальных покрытия. За счёт данного факта повышается износостойкость пары трения, улучшаются её триботехнические свойства. В ходе эксперимента были получены данные о зависимости коэффициента трения от амплитуды радиальных биений.