Архив статей журнала
Статья посвящена анализу визуальных образов католицизма и ирландцев, созданных знаменитым американским художником Томасом Настом в 1860–1870-е гг. В подобном ракурсе проблема не рассматривалась ни в американской, ни в отечественной историографии. Томас Наст создал негативный образ римско-католической церкви, как консервативной, застывшей в средневековье, далекой от прогресса, стремящейся установить политическое господство в США. Отдельно рассматривается попытка католической церкви добиться государственного финансирования собственных школ. В статье анализируется расистский дискурс Т. Наста, выразившийся в создании расхожего стереотипа ирландцев, как дегенеративных, обезьяноподобных существ, принадлежащих к низшей по сравнению с англосаксонской, кельтской расе, наделенных набором отрицательных коннотаций. Томас Наст создал десятки антикатолических и антиирландских карикатур, способствовавших формированию американского общественного мнения в духе ксенофобии и разжигания межэтнической и межконфессиональной вражды. В то же время он отстаивал светский характер общественных школ и защищал принцип отделения церкви от государства. Методологическая основа статьи опирается на компаративистику, включает историко-генетический, историко-типологический методы, дискурсивный анализ текстов, достижения имагологии и visual studies. Источниками исследования послужили визуальные материалы, созданные Т. Настом для американского еженедельника “Harper’s Weekly” за 1860–1870-е гг. Статья вносит вклад в понимание феномена широкого распространения нативизма, ксенофобии, нетерпимости к ирландским католикам и католицизму в период Реконструкции.