Архив статей журнала
В статье проведен анализ функциональных полномочий институтов взаимодействия с религиозными структурами в постсоветских государствах, за исключением стран Балтии. Институты рассматриваются в рамках централизованной модели управления государственно-конфессиональными отношениями. Выделяются государства, в которых реализуется данная модель. Показаны предпосылки формирования централизованной модели. Выделяются институты, компетенция которых связана только с религиозной сферой и те, чей функционал затрагивает более широкую область деятельности. Показаны варианты различных статусов данных институтов. По результатам анализа Положений о деятельности и профильного законодательства, выделяются блоки стандартного функционала (информационно-аналитический, коммуникативный, связанный с регистрацией и ликвидацией религиозных объединений, законотворческий, посреднический и др.) и расширенного контрольного функционала (контроль за производством и распространением материалов религиозного содержания, непосредственный контроль за религиозной деятельностью, за учреждением и работой религиозных образовательных учреждений, строительством культовых сооружений, организацией паломничества). Все централизованные институты по взаимодействию с религиозными объединениями разделяются на три группы в зависимости от объема функционала (с широким функционалом, средним и ограниченным). Делается вывод, что централизованная модель регулирования взаимодействий с религиозными структурами позволяет при необходимости обеспечить довольно значительный контроль за религиозной сферой благодаря расширенному контрольному функционалу, которым наделяются соответствующие централизованные органы.
В настоящей статье рассматриваются события, связанные с политическим курсом, реализуемым президентом Эммануэлем Макроном в рамках его стремления освободить ислам во Франции от иностранного влияния, результатом которого стало нарушение функционирования Французского совета мусульманского вероисповедания, долгое время являвшегося основным «собеседником» правительства Пятой Республики по вопросам представления интересов мусульманского сообщества Франции на государственном уровне. Также освещаются вопросы формирования двух новых религиозно-политических структур – Национального совета имамов и Форума ислама Франции. Кроме того, автором демонстрируются меры, принимаемые Алжиром в качестве ответа на реализуемую Парижем политику по ограничению иностранного финансирования исламских организаций, устанавливающую контроль за иностранными пожертвованиями (и ограничивающую вмешательство иностранцев в деятельность религиозных учреждений) на основе закона от 24 августа 2021 г., направленного на укрепление уважения республиканских принципов и Хартии принципов ислама Франции. Приводятся факты, указывающие на сохранение Большой парижской мечетью своей финансовой независимости, обеспечиваемой АНДР, и, как следствие, укрепление ее позиций во Франции и в Европе, что вызывает недовольство представителей Европейского парламента, а также наглядно демонстрирует вовлеченность якобы аполитичных и сугубо религиозных французских организаций и объединений в политические процессы не только на национальном, но уже и на континентальном уровне.
В статье представлен анализ трансформации моделей государственно-конфессиональных отношений в белорусских губерниях Российской империи (начало ХХ в. - 1917 г.), в БССР (1919-1991 гг.), в Республике Беларусь (1991-2002 гг.). Автором отмечено, что на протяжении ХХ в. произошел переход от модели религиозного государства в период Российской империи к модели секулярного государства в форме враждебной сепарации в БССР и кооперационной модели в Республике Беларусь. Процесс формирования государственно-конфессиональных отношений и их трансформации находился в сильной зависимости от общественно-политического и государственного положения белорусских земель. Это обусловило определяющее значение внешних факторов (политический кризис, революции 1905 г. и 1917 г., трансформация политических систем Российской империи и СССР, геополитическое положение Беларуси, советско-польская война 1919-1921 гг.) в смене парадигмы государственно-конфессиональных отношений в Беларуси в начале ХХ в. - 1991 г. При этом в 1991-2002 гг. на формирование модели государственно-конфессиональных отношений оказали преимущественное влияние внутренние факторы - доминирование традиционных религиозных акторов, высокая степень религиозности населения и активизация религиозной деятельности, что содействовало закреплению кооперационной модели, наиболее валидной для политико-конфессиональной сферы белорусского общества.