Архив статей журнала

Трансформация кадровой политики на предприятиях ОПК: проблемы и решения (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: АРХИПОВА НАДЕЖДА ИВАНОВНА, СЕДОВА ОЛЬГА ЛЕОНИДОВНА

В условиях многократного увеличения объема гособоронзаказа, повышения требований к качеству и срокам его выполнения предприятия ОПК остро нуждаются в мотивированных работниках с актуальными и востребованными компетенциями. На основе анализа статистических данных, результатов исследований профильных научно-исследовательских и консалтинговых организаций, мнений экспертов, практического опыта в статье показаны основные направления трансформации кадровой политики привлечения, удержания, мотивации всех категорий персонала предприятий ОПК.

Сохранить в закладках
Правовой фактор эффективности деятельности органов контроля и надзора Российской Федерации по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей и культуры (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Хетагуров Тамерлан М.

В статье рассматриваются отдельные аспекты контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти РФ, ее нормативно-правовое регулирование в условиях развития российского государства на текущем временном этапе. Анализируются уже существующие отдельные правовые механизмы, а также предлагаются новые значимые для практического применения способы совершенствования и развития контрольно-надзорной деятельности исполнительных органов власти Российской Федерации, функционирующих в сфере сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей и культуры, эффективной модели ее существования. Кроме того, рассматриваются значение и роль традиционных духовно-нравственных ценностей и культуры для российского общества и государства. Предлагаются меры системного характера по осуществлению контрольно-надзорной функции органов государственной власти для достижения поставленных задач в реализации политики сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей и культуры, не единожды нашедшие свое закрепление в указах Президента Российской Федерации в связи с угрозой деструктивности российского общества, разрушения духовно-нравственных ценностей и культуры. Подчеркивается важное значение реализации контрольно-надзорной деятельности уполномоченных на то органов исполнительной власти для достижения полезных для общества и государства целей и задач.

Сохранить в закладках
Влияние традиционных ценностей на развитие принципов жилищного права Российской Федерации (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Ключникова Ярославна А.

В статье в контексте развития принципов жилищного права проанализированы такие традиционные ценности, как жизнь, достоинство, права и свободы человека. Сделан вывод о том, что одним из главных аспектов поддержки традиционных ценностей в жилищном праве является защита интересов семьи. В качестве основного способа решения жилищной проблемы автор предлагает рассмотреть возложение соответствующих обязанностей на государство, которое должно создать необходимые условия для реализации гражданами права на жилище. Автор заключает, что проблема ценностного отбора непосредственно связана с формированием целостной системы правовых принципов, что возможно лишь путем целенаправленной государственной правовой политики. Значительная часть населения испытывает серьезные трудности с приобретением жилья. С учетом приверженности государства принципам социальной ответственности особую важность имеет забота обо всех гражданах, а не об их отдельных категориях. Автор делает вывод о том, что государство должно законодательно гарантировать право каждого человека на жилье, отвечающее минимальным стандартам для достойной жизни, возложив на себя соответствующую обязанность. Для решения выявленных проблем требуется разработка дополнительных мероприятий как на федеральном, так и на региональном уровне.

Сохранить в закладках
Правовые традиции Донбасса и законодательство Донецкой Народной Республики (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Введенская Виктория В.

7 апреля 2014 г. Донецкая Народная Республика провозгласила государственный суверенитет и до вхождения в состав Российской Федерации 30 сентября 2022 г. просуществовала как самостоятельное государство. Однако восьмилетний опыт существования современного государства в центре Европы мало изучен. В частности, ранее не были предметом научного исследования факторы, повлиявшие на формирование законодательства Донецкой Народной Республики, такие как территориально-географическое расположение республики, ее историческая общность с Россией и Украиной, этнический и конфессиональный состав населения, научно-технический потенциал. В представленной работе влияние перечисленных факторов рассматривается на примерах принятия конкретных законодательных актов.

Сохранить в закладках
Социально-экономические показатели и финансовые аспекты банкротства физических лиц в России (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: ПЯТШЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

В статье представлен анализ статистических данных о банкротстве физических лиц в России, проведена оценка критериев, показателей и признаков банкротства физических лиц в России. Показано, как на текущий момент происходит стремительный рост закредитованности и задолженности населения России, что, в свою очередь, сказывается на качестве жизни граждан и экономики нашей страны. Увеличение числа случаев банкротств, особенно физических лиц, выступает в роли индикатора, указывающего на проблемы, с которыми сталкивается государство. Рассмотрены основные внешние и внутренние факторы, влияющие на платежеспособность население и как следствие – банкротство физических лиц в России. Выделено, что отсутствие комплексного анализа влияния банкротства физических лиц на экономику России создает риск недостаточной подготовки стратегий и мероприятий для обеспечения финансовой стабильности населения.

Сохранить в закладках
Подлинность выборов и доверие электората как факторы внутренней легитимности власти и формирования международной правосубъектности государства (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Городецкая Елена А., Черниенко Андрей А.

Данная научная статья исследует важные аспекты внутренней легитимности власти и формирования международной правосубъектности государства на примере Приднестровской Молдавской Республики. Фокус исследования направлен на анализ подлинности выборов и доверия электората как ключевых факторов в этом процессе.

Авторы проводят аналитический обзор избирательного процесса в ПМР, выявляя основные аспекты, влияющие на легитимность власти внутри страны. В статье также приведена характеристика средств правового регулирования и защиты избирательного права. Особое внимание уделяется взаимосвязи между принципами демократических выборов, включая их открытость, прозрачность и честность, и уровнем доверия, проявляемого населением к избранным представителям и институтам власти.

Сопоставляя реалии политических процессов и электоральных традиций с положениями международного права о стандартах демократических выборов, авторы обосновывают выводы об их полном соответствии, а также о соблюдении в ПМР избирательных прав и свобод граждан. Данный частный вывод положен в обоснование более общего вывода о соответствии Приднестровья критериям государственности, установленным международным правом.

На основе анализа теоретических концепций и эмпирических данных авторы приходят к заключению о том, что качество выборов и уровень доверия электората играют ключевую роль в укреплении внутренней стабильности и международной легитимности государства.

Сохранить в закладках
К вопросу о механизме чрезвычайного правового регулирования и его основных элементах (на примере правовых режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации) (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Лифанов Дмитрий Максимович

Статья посвящена сравнительному анализу положений действующего чрезвычайного законодательства, закрепляющего порядок установления и реализации экстраординарных (особых) правовых режимов. Исследованы акты федерального законодательства, регламентирующего правовые режимы военного, чрезвычайного положения, чрезвычайных ситуаций, противодействия терроризму и экстремистской деятельности, а также регионального законодательства о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (всего – 93 нормативных акта). Отмечено, что законодатель (в особенности региональный) по-разному подходит к вопросу нормативно-правового закрепления предмета регулирования, определения и разграничения оснований введения экстраординарных (особых) правовых режимов, полномочий органов публичной администрации и их должностных лиц, которые обеспечивают реализацию таких режимов. Так, например, в законодательстве о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, противодействия терроризму и экстремистской деятельности не предусмотрены основания введения соответствующих режимов.

Выявлено несоответствие нормативного содержания законодательных актов субъектов РФ в части закрепления экстраординарных полномочий публичной администрации. В целях устранения неопределенностей в вопросах соотнесения объектов правового регулирования и оснований для введения экстраординарных (особых) административно-правовых режимов обосновывается предложение о необходимости формулирования бланкетных правовых норм, определяющих основания введения экстраординарных (особых) правовых режимов и направленных на обеспечение их реализации. По итогам исследования делается вывод о необходимости приведения в соответствие содержания нормативных правовых актов субъектов РФ, которые наделяют органы публичной администрации и их должностных лиц экстраординарными полномочиями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Описываются возможные направления совершенствования законодательства в данной сфере.

Сохранить в закладках
«По ту сторону правовой нормы»: понятие суверен с позиции юридического децизионизма и политической теологии Карла Шмитта (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Антонов Борис Александрович

Автор статьи предпринимает попытку анализа понятия суверен с позиции юридического децизионизма и политической теологии – учений, разработанных немецким философом и правоведом Карлом Шмиттом (1888–1985).

Децизионизм по праву считается одним из базовых концептов шмиттовского политико-правового дискурса. В своем объемном трактате «Диктатура» (1910 г.) Шмитт инициирует детально разработанное учение о децизионизме, в основе которого лежит принятие политического решения, обоснованного соответствующей властью (а не законом). Позднее (в 1922 г.) Шмитт издает свою «Политическую теологию»*, в оптику которой снова попадает децизионизм, а также те его государственно-правовые понятия, которые возможны к соотнесению с понятиями теологическими. К ним, прежде всего, относятся понятия суверен, суверенитет, чрезвычайное положение. И наконец в работе «О трех видах юридического мышления» (1934 г.) он предлагает классификацию юридического мышления (в котором допустимо предположить одновременное существование всех его трех видов), отвергая нормативизм и обосновывая свою склонность к децизионизму и мышлению в категориях конкретного порядка.

Некоторые исследователи трудов Шмитта – и в частности его «Политической теологии» – считают, что посредством соотнесения суверена с Богом, чрезвычайного положения – с чудом и политического действия – с крестным путем, ученый пытался оградить свое учение о децизионизме от какой-либо критики, поскольку «пропущенная» сквозь призму теологического, а не критического мышления политика становилась предметом веры, принимая форму и выражение неоспоримого догмата. На самом деле такое «исследовательское» видение проводимых Шмиттом аналогий не объясняло ни интерпретативно сложную теорию суверена, ни его политическую теологию, а лишь упрощало, а порою и вульгаризировало их.

Занимаясь исследованием генеалогии политической власти, Шмитт пытался установить характерный для конкретной эпохи тип суверена (Папа Римский – в период раннего и классического Средневековья (V– XIV вв.); протестанстский реформатор (в лице Ж. Кальвина) – в период позднего Средневековья (XVI в.), абсолютный монарх – в период европейского абсолютизма (XVI–XVIII вв.), немецкий народ – в период существования Веймарской республики (1918–1933 гг.), рейхспрезидент – в период зарождения национал-социализма (30-е гг. XX в.). По Шмитту сущностная природа каждого из них выявляется в процессе принятия ими только тех политических решений, которые немецкий исследователь определяет как решения о введении чрезвычайного положения. При этом каждая эпоха «задает» своего суверена, что предполагает обязательное подчинение его политического решения духу времени конкретного исторического периода. Таким образом, с поступательным развитием политической теологии развивается и (юридический) децизионизм, вследствие чего понятия суверен, суверенитет и решение о чрезвычайном положении «обрастают» новыми смысловыми значениями.

Сохранить в закладках
Методика оценки и управление развитием социально-экономических мезосистем (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Шамсутдинова Марина Р.

Статья посвящена рассмотрению понятия «мезосисмема» в контексте управления социально-экономическим развитием, а также приведены методика оценки и методы управления развитием социальноэкономическими мезосистемами. В статье предложены ряд методик, которые позволят оценить уровень развития социально-экономических систем для дальнейшей разработки мероприятий с целью повышения эффективности управления ими.

Системная экономика рассматривает понятие «мезоэкономика» преимущественно в контексте хозяйственной сферы, фокусируя внимание на региональном измерении [Клейнер 2006]. При этом целесообразно расширить концептуальные рамки, включив в сферу мезоэкономических исследований следующие аспекты:
– отраслевые кластеры и экосистемы – группы взаимосвязанных предприятий и организаций, объединенных единой отраслевой специализацией, общими технологиями и рынками;

– локальные экономические системы – автономные территориальные образования, обладающие собственными ресурсами, производственной базой и инфраструктурой, но взаимодействующие с внешней средой;

– глобальные цепочки создания стоимости – сети взаимосвязанных предприятий и организаций, осуществляющих совместную деятельность по производству и распространению товаров и услуг в глобальном масштабе. Разработка теоретических основ мезоэкономики позволит не только изучать, но и управлять этими объектами, способствуя повышению эффективности экономической системы в целом. Для этого потребуется привлечение междисциплинарного подхода, объединяющего методы системного анализа, экономики, социологии и других наук. Таким образом, мезообъекты выводят современную экономику за рамки неоклассической парадигмы, открывая новые горизонты для исследования и практического применения. Системная экономика, расширенная на основе предложенных концептов, служит перспективной теоретической базой для построения мезоэкономических моделей и разработки эффективных механизмов управления.

Сохранить в закладках
Особенности социального предпринимательства в сфере культуры (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Плюхина Анастасия Алексеевна

На сегодняшний день социальное предпринимательство является одним из наиболее динамично развивающихся видов предпринимательской деятельности и выступает, наряду с государственными структурами, драйвером социокультурных изменений в обществе. Используя предпринимательский подход, социальные предприниматели решают актуальные социальные проблемы и действуют, исходя из общественных интересов. Возможность оперативного реагирования на возникающие запросы общества, удовлетворение потребностей разных категорий населения, предоставление равного доступа и новых возможностей, способствующих социально-экономической адаптации и построению инклюзивного общества, являются определяющими для развития института социального предпринимательства. Специфика такого вида деятельности определяется конкретной сферой, в рамках которой реализуются, к примеру, социокультурные проекты. Рост интереса к сфере культуры и тенденция активной поддержки проектов в данной сфере обусловили цель настоящей статьи – анализ особенностей социокультурного предпринимательства.

Сохранить в закладках
Причины дисфункций модели управления мировым спортом (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Алтухов Сергей В.

В статье представлены материалы, связанные с анализом причин возникновения дисфункций управления в современном спорте и дальнейшими перспективами развития спорта в условиях изменяющегося мирового порядка. Как это ни парадоксально, начало конфликта на Украине и последующая реакция спортивных чиновников Международного олимпийского комитета (МОК) и международных спортивных федераций (МСФ) позволила реально посмотреть на существующие модели управления отдельными видами спорта и всей олимпийской системой в прикладном аспекте.

Управление и власть в спорте рассматриваются через призму теорий символического капитала, критического реализма, теорию господства и трехуровневого измерения власти в спорте.

В аналитической части делается акцент на том, что международный спорт не придерживается унитарной или федеративной модели управления, а соответствует принципам полицентричной системы управления, поскольку власть в спорте асимметрична и рассредоточена по отдельным созданным органам с перекрывающимися юрисдикциями, которые не всегда находятся в иерархичной связи друг с другом. Именно поэтому президент МОК Томас Бах выступил с рекомендациями об отстранении атлетов России и Белоруссии от международных соревнований, отмены соревнований на территории этих стран и запрета на российские и белорусские государственные символы. Других управленческих рычагов у руководства МОК на принятие решений нет.

Выявлены дисфункции модели управления, приведшие к зависимости олимпийского движения от американского капитала и несправедливому распределению доходов; тренд на развитие региональных спортивных проектов и формирование новой геополитической экономии спорта.

Сохранить в закладках