Архив статей журнала
В статье уточнен потенциальный вклад Республики Корея (РК) в формирование Социокультурного Сообщества АСЕАН на фоне нарастающей уязвимости АСЕАН перед вызовами прогрессирующей цифровой трансформации. Проведен общий обзор отношений между АСЕАН и РК, выявлены особенности Социокультурного Сообщества АСЕАН и его цифровой повестки. Определен потенциал сотрудничества Ассоциации и РК с точки зрения возможностей преодолеть цифровые ограничители формирования Социокультурного Сообщества АСЕАН. С точки зрения авторов, АСЕАН может взять на вооружение множество компонентов южнокорейского опыта, что положительно скажется на РК, странах-членах АСЕАН и Ассоциации как международном акторе. Хотя существует достаточное количество научных трудов, рассматривающих отношения АСЕАН и РК, равно как достижения и провалы в формировании Социокультурного Сообщества АСЕАН, цифровые аспекты этого проекта сквозь призму асеановско-южнокорейского диалога не были предметом комплексного анализа. Это объективно подталкивает к комплексной переоценке как отношений АСЕАН и РК, так и формирования Социокультурного Сообщества АСЕАН. Еще одна остающаяся без должного внимания задача состоит в обобщении опыта АСЕАН в формировании Социокультурного Сообщества как отдельного направления сотрудничества Ассоциации с внерегиональными партнерами. Настоящее исследование нацелено на устранение указанных выше исследовательских лакун, что определяет его научную новизну, оригинальность и практическую значимость.
В статье проводится попытка проследить эволюцию площадок и инициатив многосторонней дипломатии Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) - АРФ, СМОА+, ВАС и ВРЭП на фоне усиления элементов конфликтности в отношениях между основными акторами Азиатско-Тихоокеанского региона, вплоть до слома инклюзивного характера его развития. Прослежена эволюция площадок, на которых происходит многостороннее обсуждение вопросов азиатско-тихоокеанской безопасности - АРФ, СМОА+ и ВАС, выявлены угрозы их функционированию со стороны проекта Индо-Тихоокеанский регион и отдельно - Индо-Тихоокеанского экономического рамочного соглашения (ИТЭРС). Уточнена возможность снизить остроту накопившихся противоречий при помощи инструментов Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП). С точки зрения автора, существует фундаментальное противоречие в политике АСЕАН по выстраиванию многостороннего диалога на азиатско-тихоокеанском пространстве. Приступив к формированию инфраструктуры обсуждений вопросов политики и безопасности на инклюзивной основе, Ассоциация впоследствии стала развивать форматы и инициативы экономического сотрудничества без инклюзивности как ключевой характеристики своих проектов. В результате макро-факторы внешней среды препятствуют Ассоциации в выработке консолидирующей повестки сотрудничества в выстраивании диалога с внерегиональными партнерами.