Архив статей журнала
После выборов 2020 г. в США президентом стал Джозеф Байден, взявший на вооружение лозунг «Америка вернулась!», подразумевавший обновление и развитие традиционных связей США с союзниками. Данный подход был призван компенсировать изоляционистские меры администрации Трампа, которые привели к ослаблению присутствия США в международных организациях и поставили под удар взаимодействие даже с такими традиционными союзниками Вашингтона как европейские страны. В то же время, в отношении стран Юго-Восточной Азии, в частности, Таиланда, уже при Трампе делался упор на экономическое сотрудничество без акцента на продвижение демократии, что позволило возобновить общение после проседания, вызванного переворотом 2014 г. При Байдене рациональный подход не только сохранился, но и получил своё развитие в интенсификации взаимных визитов на высоком уровне и подписании важных документов, институционализирующих дальнейшее укрепление связей между странами
В статье исследуется потенциал формата сотрудничества Россия -Индия - Китай - АСЕАН (РИК+АСЕАН) как преобразующей силы на международной арене. Позиционируемое как прагматичное и дальновидное объединение, синергия между странами четверки может положительно отразиться на региональной интеграции, экономическом развитии и стратегической стабильности. Автор подчеркивает первостепенную роль Глобального Юга в условиях трансформации миропорядка, сравнивает концепцию Большой Евразии с Индо-Тихоокеанским видением Соединенных Штатов, оценивает важность механизма сотрудничества РИК+АСЕАН, а также приводит актуальные направления взаимодействия.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года ввела режим проведения морских научных исследований. Однако существенным изъяном этого режима стало то, что в тексте Конвенции нигде не прописано, что такое «морские научные исследования». Это привело к тому, что в морских зонах суверенитета прибрежных государств нет никаких споров относительно разрешительного порядка их проведения. В зонах же суверенных прав и юрисдикции - исключительных экономических зонах - конвенционные требования о необходимости получения формального согласия со стороны прибрежного государства на их осуществление по-разному трактуется теми или иными странами. В особенности это касается таких видов деятельности, как гидрографические исследования и военные изыскания. Некоторые страны, прежде всего США и их ближайшие союзники, допускают расширительное толкование конвенционных норм, выводя данные исследования из-под категории морских научных исследований с целью избежать перспектив их регулирования со стороны прибрежных государств. Среди основным оппонентов этого подхода - Китайская Народная Республика, которая установила предельно жестко регламентированный режим проведения морских научных исследований, и оспаривает подход США по их реализации, прежде всего, в акваториях Южно-Китайского моря. Данные противоречия носят крайне конфликтный характер и являются одной из основных причин американо-китайского противостояния в регионе.