Конвенция ООН по морскому праву 1982 года ввела режим проведения морских научных исследований. Однако существенным изъяном этого режима стало то, что в тексте Конвенции нигде не прописано, что такое «морские научные исследования». Это привело к тому, что в морских зонах суверенитета прибрежных государств нет никаких споров относительно разрешительного порядка их проведения. В зонах же суверенных прав и юрисдикции - исключительных экономических зонах - конвенционные требования о необходимости получения формального согласия со стороны прибрежного государства на их осуществление по-разному трактуется теми или иными странами. В особенности это касается таких видов деятельности, как гидрографические исследования и военные изыскания. Некоторые страны, прежде всего США и их ближайшие союзники, допускают расширительное толкование конвенционных норм, выводя данные исследования из-под категории морских научных исследований с целью избежать перспектив их регулирования со стороны прибрежных государств. Среди основным оппонентов этого подхода - Китайская Народная Республика, которая установила предельно жестко регламентированный режим проведения морских научных исследований, и оспаривает подход США по их реализации, прежде всего, в акваториях Южно-Китайского моря. Данные противоречия носят крайне конфликтный характер и являются одной из основных причин американо-китайского противостояния в регионе.
Идентификаторы и классификаторы
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года установила особый режим проведения морских научных исследований (здесь и далее – МНИ) в различных морских зонах.
Так, в пределах территориального моря (здесь и далее – ТМ), акватория, дно и недра, а также расположенное над ним воздушное пространство находятся под полным суверенитетом прибрежного государства, последнее обладает исключительным (то есть, оно не может быть никем и никак ограничено) правом по регулированию, разрешению и проведению МНИ. Они могут проводиться «с определенно выраженного соглашения прибрежного государства и на установленных им условиях» (ст. 245).
Список литературы
-
Statement on United States Oceans Policy. March 10, 1983 URL: https://www.reaganlibrary.gov/archives/speech/statement-united-states-oceans-policy.
-
The Commander’s Handbook On The Law Of Naval Operations. Edition: August 2017. Part 2.6.2.1. Р. 2-10. URL: https://www.hsdl.org/?view&did=806860.
-
Proclamation on Revision to United States Marine Scientific Research Policy. September 9, 2020. URL: https://trumpwhitehouse.archives.gov/presidential-actions/proclamation-revision-united-states-marine-scientific-research-policy/#:~:text=In%20an%20accompanying%20Presidential%20Statement,do%20so%20to%20the%20fullest.
-
The Commander’s Handbook On The Law Of Naval Operations. Edition: March 2022. Part 2.6.2.1. Р. 2-13. URL: https://stjececmsdusgva001.blob.core.usgovcloudapi.net/public/documents/NWP_1-14M.pdf.
-
The Commander’s Handbook on the Law of Naval Operations. Edition: March 2022. Part 2.6.2.2. Р. 2-14. URL: https://stjececmsdusgva001.blob.core.usgovcloudapi.net/public/documents/NWP_1-14M.pdf.
-
Senate Executive Report 110-9. Convention on the Law of the Sea. December 19, 2007 URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/CRPT-110erpt9/html/CRPT-110erpt9.htm.
-
Roach, J. Ashley. Marine Data Collection: US Perspectives. // Asian Yearbook of International Law, Volume 22 (2016) (2018). P. 177-209.
-
OPNAV INSTRUCTION 3128.9G. Diplomatic Clearance for U.S. Navy Marine Data Collection Activities in Foreign Jurisdictions. 22 Apr 2021. URL: https://www.secnav.navy.mil/doni/Directives/03000%20Naval%20Operations%20and%20Readiness/03-100%20Naval%20Operations%20Support/3128.9G.pdf.
-
OPNAV INSTRUCTION 3128.9G. Diplomatic Clearance for U.S. Navy Marine Data Collection Activities in Foreign Jurisdictions. 22 Apr 2021.
-
Goeffrey Marston, United Kingdom Materials on International Law 1997, British Yearbook of International Law, Volume 68, Issue 1, 1997, Pages 467-654,. DOI: 10.1093/bybil/68.1.467
-
Email dated 21 Nov 2003 from Mr. Chris Carleton, Head, Law of the Sea Division, United Kingdom Hydrographic Office // In: Sam Bateman, Hydrographic surveying in the EEZ: differences and overlaps with marine scientific research, Marine Policy, Volume 29, Issue 2, 2005, Pages 163-174, ISSN 0308-597X,. DOI: 10.1016/j.marpol.2004.08.011
-
Sam Bateman, Hydrographic surveying in the EEZ: differences and overlaps with marine scientific research, Marine Policy, Volume 29, Issue 2, 2005, Pages 163-174, ISSN 0308-597X,. DOI: 10.1016/j.marpol.2004.08.011
-
Exclusive Economic Zone and Continental Shelf Act (Adopted at the third session of the Standing Committee of the Ninth National People's Congress, 26 June 1998) URL: https://www.un.org/Depts/los/LEGISLATIONANDTREATIES/PDFFILES/chn_1998_eez_act.pdf.
-
Provisions of the People's Republic of China on the Administration of Foreign-related Maritime Scientific Research (Promulgated by Decree No.199 of the State Council of the People's Republic of China on June 18, 1996) URL: http://www.asianlii.org/cn/legis/cen/laws/potaofmsr735.
-
Surveying and Mapping Law of the People's Republic of China, 1992 URL: http://www.asianlii.org/cn/legis/cen/laws/saml249.
-
Surveying and Mapping Law of the People's Republic of China (Adopted at the 29th Meeting of the Standing Committee of the Seventh National People's Congress on December 28, 1992.
-
29th Meeting of the Standing Committee of the Ninth National People's Congress on August 29, 2002.
-
27th Meeting of the Standing Committee of the Twelfth National People's Congress on April 27, 2017). URL: https://faolex.fao.org/docs/pdf/chn173733.pdf.
-
Sam Bateman, Hydrographic surveying in the EEZ: differences and overlaps with marine scientific research // Marine Policy, Volume 29, Issue 2, 2005, Pages 163-174, ISSN 0308-597X,. DOI: 10.1016/j.marpol.2004.08.011
-
Kraska, James, Raul A Pedrozo. International Maritime Security Law. Leiden: Martinus Nijhoff Publishers, 2013. P. 287.
-
Sam Bateman, A Response to Pedrozo: The Wider Utility of Hydrographic Surveys, Chinese Journal of International Law, Volume 10, Issue 1, March 2011, Pages 177-186,. DOI: 10.1093/chinesejil/jmq036
-
China enacts law extending its control // Washington Post. January 27, 2003 URL: https://www.washingtontimes.com/news/2003/jan/27/20030127-084528-2827r.
-
Roach J. Ashley, Smith W. Robert. Excessive Maritime Claims. - 3rd ed. - Leiden: Martinus Nijhoff Publishers, 2012. P. 384.
-
HMS SCOTT значится, как военно-морское спасательное судно. URL: https://www.marinetraffic.com/ru/ais/details/ships/shipid:4044014/mmsi:233844000/imo:9127289/vessel:HMS_SCOTT.
-
Sam Bateman, Hydrographic surveying in the EEZ: differences and overlaps with marine scientific research, Marine Policy, Volume 29, Issue 2, 2005, Pages 163-174, ISSN 0308-597X,. DOI: 10.1016/j.marpol.2004.08.011
-
Roach J. Ashley, Smith W. Robert. Excessive Maritime Claims. - 3rd ed. - Leiden: Martinus Nijhoff Publishers, 2012. P. 386.
-
The Territorial Waters, Continental Shelf, Exclusive Economic Zone and other Maritime Zones Act, 1976, Act No. 80 of 28 May 1976 URL: https://www.un.org/Depts/los/LEGISLATIONANDTREATIES/PDFFILES/IND_1976_Act.pdf.
-
Baselines: An Examination of the Relevant Provisions of the United Nations Convention on the Law of the Sea, Appendix I: Consolidated Glossary of Technical Terms Used in the United Nations Convention on the Law of the Sea. New-York, UN Publications, 1989. Р. 56. URL: http://www.un.org/depts/los/doalos_publications/publicationstexts/The%20Law%20of%20the%20Sea_Baselines.pdf.
-
Manual on Hydrography. 1 st Edition, May 2005 (Corrections to 2011) International Hydrographic Bureau, Monaco. URL: https://iho.int/uploads/user/pubs/cb/c-13/english/C-13_Chapter_1_and_contents.pdf.
-
Marine Scientific Research. United Nations Convention on the Law of the Sea: A Commentary. Ed. Alexander Proelss. München: Nomos Verlagsgesellschaft, 2017. 1605-1763. Рр. 1656.
-
Exclusive Economic Zone. United Nations Convention on the Law of the Sea: A Commentary. Ed. Alexander Proelss. München: Nomos Verlagsgesellschaft, 2017. Р. 453-454.
-
Manual on Hydrography. 1 st Edition, May 2005 (Corrections to 2011) International Hydrographic Bureau, Monaco. URL: https://iho.int/uploads/user/pubs/cb/c-13/english/C-13_Chapter_1_and_contents.pdf.
-
Sam Bateman, A Response to Pedrozo: The Wider Utility of Hydrographic Surveys, Chinese Journal of International Law, Volume 10, Issue 1, March 2011, Pages 177-186,. DOI: 10.1093/chinesejil/jmq036
-
Guidelines for Navigation and Overflight in the Exclusive Economic Zone EEZ. Group 21. 26 September, 2005 Tokyo, Japan. Ocean Policy Research Foundation URL: https://nippon.zaidan.info/seikabutsu/2005/00816/pdf/0001.pdf.
-
Hayashi M. Military and intelligence gathering activities in the EEZ: definition of key terms // Marine Policy, Volume 29, Issue 2, 2005, Pages 123-137,. DOI: 10.1016/j.marpol.2004.08.006
-
Hayashi M. (2012). Military Activities in the Exclusive Economic Zones of Foreign Coastal States. The International Journal of Marine and Coastal Law, 27(4), 795-803. DOI: 10.1163/15718085-12341242
-
Zou, Keyuan. Peaceful Use of the Sea and Military Intelligence Gathering in the EEZ. In Vol. 22 (2016), Asian Yearbook of International Law: Volume 22 (2016), edited by Keyuan Zou, Seokwoo Lee, Hee Eun Lee, and Lowell Bautista, 161-176. Brill, 2019. http://www.jstor.org/stable/. DOI: 10.1163/j.ctvrxk3zz.12
-
Moritaka Hayashi, Military and intelligence gathering activities in the EEZ: definition of key terms // Marine Policy,Volume 29, Issue 2, 2005, Pages 123-137,. DOI: 10.1016/j.marpol.2004.08.006
-
Гудев П.А., Мишин И.О. Американо-китайские противоречия вокруг Тайваньского пролива (Часть 2. Правовые трактовки и противоречия) // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2022, Том 4, № 4 (57). С. 30-45. DOI: 10.31696/2072-8271-2022-4-4-57-030-045 EDN: USWWJB
-
Zou, Keyuan. Peaceful Use of the Sea and Military Intelligence Gathering in the EEZ. // In Vol. 22 (2016), Asian Yearbook of International Law: Volume 22 (2016), edited by Keyuan Zou, Seokwoo Lee, Hee Eun Lee, and Lowell Bautista, 161-176. Brill, 2019. http://www.jstor.org/stable/. DOI: 10.1163/j.ctvrxk3zz.12
-
Guifang (Julia) Xue. Marine Scientific Research and Hydrographic Survey in the EEZs: Closing up the Legal Loopholes? // Freedom of Seas, Passage Rights and the 1982 Law of the Sea Convention. Ed. Myron H. Nordquist, Tommy Koh, John Norton Moore. Brill, Nijhoff, 2009. Pp. 209-232.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В рецензии обсуждается учебник «Страны Востока во внешней политике России», посвященный рассмотрению в исторической ретроспективе роли и места стран Востока во внешней политике России, а также двусторонних отношений России с отдельными странами и регионами афро-азиатского мира в условиях формирования многополярного мира.
Австралия традиционно проявляет серьёзный интерес к Восточному Тимору. В основе этого интереса лежит богатая залежами нефти и природного газа акватория Тиморского моря. После отделения Восточного Тимора от Португалии в 1975 г. проблема Тиморского моря обострилась. Дело в том, что в водах и портах независимого нового государства могли появиться корабли ВМФ СССР и КНР, что потенциально «разрезало» американскую систему союзов в Юго-Восточной Азии и Океании. Желание Соединенных Штатов контролировать акваторию Тиморского моря стало одной из основных причин индонезийской оккупации Восточного Тимора в середине 1970-х гг. По этой причине администрация Джеральда Форда дала «зеленый свет» президенту Сухарто на вторжение, а затем закрыла глаза, когда индонезийские вооруженные силы учинили геноцид. В конце 1990-х гг. Австралия изменила отношение к восточнотиморской проблеме на противоположное. Канберра оказалась во главе миротворческих сил в 1999 г. Причиной были соображения идеологического и прагматического характера, которые рассмотрены в представленной статье.
Эта работа посвящена маорийскому пророку Те Кооти и основанной им церкви Рингату. Те Кооти родился и вырос в те времена, когда Новую Зеландию сотрясали междоусобные войны маорийских племён и национально-освободительная война маори против британских колонизаторов. Тяжёлые условия сформировали характер пророка и повлияли на его учение. Пока шли боевые действия, Рингату была воинственной церковью, которая объединяла и поддерживала маори в вооружённой борьбе. Когда война закончилась, Рингату продолжила объединять и поддерживать маори в мирной жизни.
Статья рассказывает о значимом аспекте филиппинской национальной культуры - о культуре еды, пиршества в стиле камайан, праздника. Рассматриваются кратко исторические корни данной традиции, ее ритуалистичность и символизм. Отдельный раздел работы посвящен важности еды в филиппинской культуре, тем ценностям, которые с ней связаны и также тому каким образом культура еды на Филиппинах формирует национальную идентичность пиноев. В тексте приводится достаточно обширный пласт национальных филиппинских блюд с их кратким описанием, способами приготовления, пояснениями к названиям и иллюстрациями самих блюд для наглядности.
Несмотря на фундаментальное исследование алкогольной культуры Древней Явы, предпринятое Иржи Яклом в монографии Alcohol in Early Java , данные древнеяванской эпиграфики об алкогольных напитках остаются ещё не до конца изученными. До сих пор не составлен список древнеяванских надписей, упоминающих алкогольные напитки и их потребление. Данная статья содержит предварительный перечень упоминаний алкогольных напитков в древнеяванской эпиграфике. Основными источниками выступают древнеяванские надписи, опубликованные в различных каталогах, включая онлайн-издания. Все эти каталоги неполные, хотя онлайн-издания постепенно заполняются. Мне удалось найти десять древнеяванских надписей, которые упоминают алкогольные напитки и их потребление. Девять надписей относятся к периоду 901-939 гг. н.э. Текст десятой надписи - Ватукура А - представляет собой многослойную позднюю копию первоначального документа 902 г. н.э. Этот документ сначала скопировали в середине X в. н.э., а затем снова в середине XIV в. н.э. Такие предложения надписей, как maṅinum siddhū, ciñca, kilaṁ, tvak «пили пальмовое вино сидху, фруктовое вино чинча, вино из сахарного тростника и пальмовое вино» и parka ciñca tvak «мед(?), фруктовое вино чинча, пальмовое вино» датируются 929-930 гг. н.э. и, возможно, могут служить датировочным признаком, но это требует дальнейших исследований.
Анализируется роль землевладельцев Папуа - Новой Гвинеи в распределении прибыли от добычи полезных ископаемых на исконных землях кланов (общин), их взаимодействие с бизнесом в реализации крупнейших ресурсодобывающих проектов, представлен обзор минерально-сырьевого сектора Независимого государства Папуа - Новая Гвинея (ПНГ). Добыча полезных ископаемых по сей день выступает драйвером экономического развития Папуа - Новой Гвинеи. Масштабная добыча природных ресурсов в стране началась после обретения в 1975 г. страной независимости от Австралии. Страна с населением около 10 млн человек, из которых около 87% проживает в сельской местности, во многом сохранила многовековые традиции, а также право на землю, переданное им предками. На современном этапе землевладельцы и местные общины напрямую участвуют в процессах освоения богатых недр страны, обладая определенной долей в ресурсных проектах, при поддержке правительства Папуа - Новой Гвинеи, которое предпринимает меры по законодательному закреплению прав землевладельцев на участие в ресурсодобывающих проектах.
Экономика Австралии быстро восстановилась после пандемии. Социально-экономическая система страны оказалась устойчивой. В 2023 г. среднегодовые темпы роста экономики составили 2,1%. Уровень безработицы остаётся низким. Однако, негативным фактором для дальнейшего развития является высокий уровень инфляции. Согласно прогнозам, в ближайшее время рост экономической активности в Австралии будет довольно сдержанным. В 2024 г. темпы экономического роста в Австралии составят в среднем 1,4%. Однако, начиная с 2025 г., среднегодовые темпы экономического роста будут постепенно увеличиваться. В правительстве считают, что ключом к повышению доходов страны является рост производительности экономики. Важной целью правительства также является повышение уровня жизни населения. Таким образом, несмотря на объективные трудности, дальнейшие перспективы социально- экономического развития Австралии выглядят позитивно.
В статье рассматривается процесс оказания Китаем гуманитарной помощи в противодействии пандемии COVID-19 государствам Океании, имеющим с ним дипломатические отношения. Автором последовательно изучены составляющие этой помощи: передача средств индивидуальной защиты, расходных материалов, медицинского оборудования, экспертно-консультативная поддержка, финансовое содействие, пожертвование партий вакцины. Далее, выделены характерные черты в действиях китайской стороны и отмечены факторы, определяющие ее политику.
В статье проводится оценка состояния и перспектив филиппинской трудовой миграции на российский Дальний Восток как фактора развития отношений между Республикой Филиппины и Российской Федерацией. Выявлены и проанализированы особенности испанского колониального наследия, оказывающего влияние на формирование демографической и, как следствие, миграционной политики Республики Филиппины. Подробно освещены институционально-нормативные механизмы, посредством которых осуществляется трудовая миграция, в частности, роль спонсорской визы в ее стимулировании. Раскрыты предпосылки и потенциал активизации сотрудничества между Россией и Филиппинами в сфере трудовой миграции, определены ключевые факторы заинтересованности сторон в том, чтобы превратить это направление в основную движущую силу укрепления связей между двумя странами с эффектом мультипликатора для каждой из них. Кабинетные исследования автора дополнены ее собственными полевыми наработками, что выразилось в проведении серии интервью с гражданами Республики Филиппины, работающими в Российской Федерации. Поскольку тема российско-филиппинских отношений не рассматривалась именно с такого исследовательского ракурса, новизна, оригинальность и практическая значимость проведенного исследования представляются очевидными.
После выборов 2020 г. в США президентом стал Джозеф Байден, взявший на вооружение лозунг «Америка вернулась!», подразумевавший обновление и развитие традиционных связей США с союзниками. Данный подход был призван компенсировать изоляционистские меры администрации Трампа, которые привели к ослаблению присутствия США в международных организациях и поставили под удар взаимодействие даже с такими традиционными союзниками Вашингтона как европейские страны. В то же время, в отношении стран Юго-Восточной Азии, в частности, Таиланда, уже при Трампе делался упор на экономическое сотрудничество без акцента на продвижение демократии, что позволило возобновить общение после проседания, вызванного переворотом 2014 г. При Байдене рациональный подход не только сохранился, но и получил своё развитие в интенсификации взаимных визитов на высоком уровне и подписании важных документов, институционализирующих дальнейшее укрепление связей между странами
Статья посвящена вопросам двустороннего торгово-экономического сотрудничества двух стран-участниц АСЕАН - Индонезии и Таиланда. Основное внимание уделено проблемам двусторонней торговли, рассматриваются вопросы взаимных инвестиций и взаимодействия в сфере туризма, а также сотрудничества в банковской сфере, по организации трансграничные платежей с использованием цифровых технологий, сотрудничества по стабилизации цен на каучук, а также по предотвращению нелегального лова рыбы.
Парламентские противоречия - борьба за сохранение существующей политической системы с силами, выступающими за глубокие политические реформы с целью кардинальной перестройки тайской государственности, включая снижение роли монархии и отстранение генералов от политики. Выборы выявили новую политизированную общественную силу - молодежь. Эта часть электората была активирована новой и молодой партией Движение вперед с использованием современных политических сетевых интернет-технологий. Предусматривались и изменения во внешней политике в сторону сближения с США. На данном этапе традиционным элитам удалось сохранить существующий порядок вещей. Внутриполитические события в Таиланде имели признаки воздействия внешних сил.
В статье представлен ретроспективный анализ двусторонних отношений между Россией и Мьянмой и состояния въездного туризма в Мьянму после пандемии. Автор констатирует, что туризм находится в числе приоритетов в сотрудничестве Мьянмы и России. В Мьянме запущена государственная программа по привлечению российских туристов «Добро пожаловать, россияне!», в рамках которой был организован информационный тур для российских туроператоров. Автор подчеркивает важность введения безвизового режима для россиян и запуска прямых авиарейсов из Янгона в Новосибирск. Вместе с тем автор отмечает фактор, который может осложнить прорыв в развитии въездного туризма вследствие эскалации военных действий альянса «Братство» против хунты.
В статье речь идет о таком уникальном опыте организации политического процесса, как поиски решений, выгодных для всех. Рассматривается уникальный и позитивный опыт такой политики в Индонезии и перспективы его распространения в странах Юго-Восточной Азии.
Статья посвящена внутриполитическим событиям в Индонезии в период 13-18 мая 1998 г., которые фактически изменили ход исторического развития Индонезии и роли в них нынешнего претендента на пост президента Индонезии, Прабово Субьянто. Рассматриваются последствия «китайских погромов» в Джакарте 13 - 14 мая, нарастание студенческих протестов, попытки Сухарто сохранить свою власть и связанные с этим интриги индонезийского генералитета.
Многие проблемы современной Индонезии, в том числе политические, социальные экономические, прав человека, так или иначе связаны с религией. Вера в Бога фигурирует в преамбуле индонезийской конституции и таким образом обязательна для всех граждан, Индонезия не является секулярным государством. Религиозную окраску обретают проблемы социального неравенства, что порождает исламский радикализм. На местах не всегда соблюдается равноправный статус шести действующих в стране религий, привилегии отдаются Исламу. Центральное правительство реалистично оценивает ситуацию и принимает меры для преодоления этого сложного наследия. Особую опасность представляет радикальный исламизм, поскольку предполагает растворение индонезийского государства в рамках всемирного халифата, что в корне противоречит идеалам национализма.
В статье уточнен потенциальный вклад Республики Корея (РК) в формирование Социокультурного Сообщества АСЕАН на фоне нарастающей уязвимости АСЕАН перед вызовами прогрессирующей цифровой трансформации. Проведен общий обзор отношений между АСЕАН и РК, выявлены особенности Социокультурного Сообщества АСЕАН и его цифровой повестки. Определен потенциал сотрудничества Ассоциации и РК с точки зрения возможностей преодолеть цифровые ограничители формирования Социокультурного Сообщества АСЕАН. С точки зрения авторов, АСЕАН может взять на вооружение множество компонентов южнокорейского опыта, что положительно скажется на РК, странах-членах АСЕАН и Ассоциации как международном акторе. Хотя существует достаточное количество научных трудов, рассматривающих отношения АСЕАН и РК, равно как достижения и провалы в формировании Социокультурного Сообщества АСЕАН, цифровые аспекты этого проекта сквозь призму асеановско-южнокорейского диалога не были предметом комплексного анализа. Это объективно подталкивает к комплексной переоценке как отношений АСЕАН и РК, так и формирования Социокультурного Сообщества АСЕАН. Еще одна остающаяся без должного внимания задача состоит в обобщении опыта АСЕАН в формировании Социокультурного Сообщества как отдельного направления сотрудничества Ассоциации с внерегиональными партнерами. Настоящее исследование нацелено на устранение указанных выше исследовательских лакун, что определяет его научную новизну, оригинальность и практическую значимость.
Беспрецедентные антироссийские санкции изменили направления внешнеторгового сотрудничества, направив товарные потоки на Восток. В статье представлены оценка вектора, анализ состояния и динамика взаимной торговли между странами РФ и странами АСЕАН, которые являются перспективным направлением расширения внешнеторговых операций. Особое внимание уделено товарной структуре торговых потоков, выявлены основные и приоритетные сферы сотрудничества, а также оценен их вклад. Определены ключевые торговые партнеры в регионе. Сделан вывод, что, несмотря на наличие санкций, динамика торговых операций в большей степени определялась конъюнктурой на глобальных рынках и состоянием отраслей в странах-партнёрах.
В статье исследуется потенциал формата сотрудничества Россия -Индия - Китай - АСЕАН (РИК+АСЕАН) как преобразующей силы на международной арене. Позиционируемое как прагматичное и дальновидное объединение, синергия между странами четверки может положительно отразиться на региональной интеграции, экономическом развитии и стратегической стабильности. Автор подчеркивает первостепенную роль Глобального Юга в условиях трансформации миропорядка, сравнивает концепцию Большой Евразии с Индо-Тихоокеанским видением Соединенных Штатов, оценивает важность механизма сотрудничества РИК+АСЕАН, а также приводит актуальные направления взаимодействия.
В статье проведен анализ реакции стран АСЕАН на сдвиги архитектуры международных отношений и глобальную трансформацию мирового порядка, связанную с разрушением однополярной системы и формированием нового многополярного мира в условиях потребности противостояния внешним вызовам и угрозам региональной безопасности, а также необходимости сохранения принципа центральности АСЕАН.
В статье проводится попытка проследить эволюцию площадок и инициатив многосторонней дипломатии Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) - АРФ, СМОА+, ВАС и ВРЭП на фоне усиления элементов конфликтности в отношениях между основными акторами Азиатско-Тихоокеанского региона, вплоть до слома инклюзивного характера его развития. Прослежена эволюция площадок, на которых происходит многостороннее обсуждение вопросов азиатско-тихоокеанской безопасности - АРФ, СМОА+ и ВАС, выявлены угрозы их функционированию со стороны проекта Индо-Тихоокеанский регион и отдельно - Индо-Тихоокеанского экономического рамочного соглашения (ИТЭРС). Уточнена возможность снизить остроту накопившихся противоречий при помощи инструментов Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП). С точки зрения автора, существует фундаментальное противоречие в политике АСЕАН по выстраиванию многостороннего диалога на азиатско-тихоокеанском пространстве. Приступив к формированию инфраструктуры обсуждений вопросов политики и безопасности на инклюзивной основе, Ассоциация впоследствии стала развивать форматы и инициативы экономического сотрудничества без инклюзивности как ключевой характеристики своих проектов. В результате макро-факторы внешней среды препятствуют Ассоциации в выработке консолидирующей повестки сотрудничества в выстраивании диалога с внерегиональными партнерами.
Издательство
- Издательство
- ИВ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 107031, Москва, ул. Рождественка, д.12
- Юр. адрес
- 107031, Москва, ул. Рождественка, д.12
- ФИО
- Аликберов Аликбер Калабекович (Директор)
- E-mail адрес
- inf@ivran.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6254262
- Сайт
- https:/www.ivran.ru