Архив статей журнала
Одной из главных особенностей фармацевтического рынка России является то, что в его структуре по критерию происхождения значительно преобладает импортируемая фармацевтическая продукция. Высокая доля импорта лекарственных средств обусловлена необходимостью обеспечения населения высококачественными лекарственными препаратами, в том числе жизненно важными медикаментами, аналоги которых не производятся в Российской Федерации. В связи с этим рассмотрение вопросов, связанных с таможенным регулированием импорта фармацевтической продукции, является особенно актуальным. Механизм государственного управления внешнеторговой сферы охватывает разнообразные инструменты, которые оказывают прямое или опосредованное воздействие на текущие экономические процессы, основным из которых выступает таможенное регулирование. Приоритетным направлением таможенного механизма является формирование благоприятной экономической среды для национального производства. Таможенные органы России принимают непосредственное участие в регулировании ввоза фармацевтической продукции в целях обеспечения экономической безопасности России, контролируя соблюдение соответствующих запретов и ограничений участниками ВЭД. В ходе проведенного исследования было установлено, что механизм таможенного регулирования ввоза фармацевтической продукции имеет решающее значение в формировании внешнеторгового оборота товаров исследуемой товарной группы.
В современных условиях хаотизации системы международных экономических отношений и внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования актуализируются задачи совершенствования управления внешнеэкономической деятельностью предприятий со стороны государства и формирования ее встраиваемых механизмов для обеспечения защиты государственной безопасности на мировом рынке. Цель статьи – анализ актуальных вопросов трансформации ВЭД в условиях глобальной нестабильности. По мнению автора, в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельностью предприятия своевременной будет имплементация интегрированной системы управления ВЭД, которая позволит в значительной степени нивелировать существующие у субъектов внешнеэкономической деятельности проблемы, связанные с внешними факторами. Однако быстро подстроиться под динамично изменяющиеся условия и обеспечить согласованность управления, рост эффективности внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий и защиту государственной экономической безопасности невозможно. Главная цель трансформации, по мнению автора, – обеспечить необходимую прозрачность и гибкость в системе управления внешнеэкономической деятельностью как на уровне государства, так и конкретного субъекта внешнеэкономической деятельности, что очень актуально в условиях роста нестабильности макроэкономической среды. Приоритетами в условиях роста глобальной нестабильности являются повышение эффективности ВЭД, конкурентоспособности экономики и защита экономической безопасности.
В статье дан анализ процессов импортозамещения в высокотехнологичном сегменте экономики Российской Федерации – IT-сфере. Цель статьи – исследовать современные особенности российского IT-рынка и его тенденции. Показано, что импортозамещение может сыграть важную роль в стабилизации и сбалансированности рынка, что подтверждают исследования многих авторов, в том числе отечественных, а также существующая в мире практика как развитых, так и развивающихся стран. Отмечено, что одним из направлений санкций, введенных западными «партнерами» против Российской Федерации, стало стремление подорвать отечественную IT-сферу. С этой целью в 2014-2023 гг. нашу страну покинули практически все значимые иностранные акторы. Однако отечественный IT-рынок продемонстрировал рост, превышающий общемировой показатель в два раза. Этому способствовал общеэкономический рост в Российской Федерации, государственная поддержка отрасли, значительные инвестиции отечественных предприятий в IT-сферу, а также необходимость обеспечить национальный технологический суверенитет и общую экономическую безопасность. Автор приходит к выводу, что IT-рынок в России не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие как по количественным, так и качественным параметрам, что подтверждают, во-первых, его жизнестойкость, а во-вторых, наличие в нашей стране технических, финансовых, квалификационных, научных, инновационных, а также инфраструктурных возможностей для его развития. Важнейшую роль в этом сыграла политика и практика импортозамещения.
Актуальность темы научной статьи определяется рядом обстоятельств, связанных с тем, что нефтегазовая отрасль является одной из основных отраслей российской экономики, а также важной составляющей отечественного экспорта. Санкции западных стран, касающиеся экономики Российской Федерации, оказали заметное влияние на условия функционирования отрасли и на те требования, которые предъявляют к ней мир и национальная экономика. В статье сформулированы вызовы, стоящие перед отраслью, оказавшейся под санкциями, показаны возможности ее развития в 2024 г. и в перспективе. По мнению автора, сегодня принципиальное значение имеют результативность отраслевого менеджмента, совершенствование технологий, логистики, а также поиск нетрадиционных рынков сбыта. Цель статьи – выявить проблемы отечественной нефтегазовой отрасли, возникшие в санкционных условиях, обозначить реалистичные направления ее развития. Предметом исследования является углеводородная отрасль Российской Федерации, объектом исследования – изменения в отечественной энергетике под влиянием западных санкций. В статье применялись аналитические, сравнительные, эмпирические методы и визуализация. Показано, что наряду с развитием традиционной энергетики Российской Федерации важно обращать пристальное внимание на активизацию деятельности в сфере возобновляемых источников энергии. Предложен ряд мер по сокращению негативного влияния санкций на углеводородный сегмент отечественной экономики.
В статье с помощью Индекса глобальной продовольственной безопасности определен уровень продовольственной обеспеченности стран АСЕАН и России. На основе этого сделан анализ востребованности каждой из экономик Ассоциации и возможностей торгового сотрудничества с Россией по отдельным категориям агропромышленной продукции. Показаны ключевые торговые партнеры стран АСЕАН в товарной структуре экспорта и импорта продукции АПК, выявлены позиции российской экономики в группе так называемых других торговых партнеров. На основе статистических данных с учетом текущих объемов торгового потенциала российской экономики выделены три категории стран АСЕАН, по каждой из которых проведен анализ востребованности в продукции АПК (в разрезе товарной номенклатуры) и выявлен потенциал взаимодействия с Россией.
В статье показана значимость проекта модернизации Восточного полигона для развития российских регионов и экономики страны. Дана хронология реализации проекта модернизации Восточного полигона и его перспективы с учетом имеющихся планов по развитию провозной способности, а также прогноза спроса на внутренние, экспортно-импортные и транзитные грузоперевозки. Проанализированы влияние сворачивания сотрудничества России с Европой и поворота на Восток на изменение динамики и структуры российских железнодорожных грузоперевозок. Показано, что проект модернизации Восточного полигона в условиях наблюдаемой фрагментации мировой экономики позволит повысить роль России в перспективном Азиатско-Тихоокеанском регионе и укрепить долгосрочное сотрудничество со стратегическим партнером – Китаем.
Актуальность исследования состоит в том, что в условиях международной политической и экономической напряженности как никогда важна роль региональной интеграции. Несмотря на то что ЕАЭС является одним из самых молодых интеграционных объединений мира, история его существования свидетельствует о важности как для стран-участниц, так и третьих стран и мировой экономики, а также проведения совместной политики в разных сферах международных отношений. В статье дается анализ торгово-экономического сотрудничества стран ЕАЭС с точки зрения изучения истории и причин его появления. Рассматриваются текущее состояние и особенности торгово-экономического сотрудничества стран ЕАЭС, основные макроэкономические и торгово-экономические показатели стран – участниц ЕАЭС. Показано, что с момента создания ЕАЭС в 2015 г. были приняты и успешно осуществлены меры, направленные на выявление и постепенное устранение факторов, препятствующих развитию интеграционных процессов. С помощью создаваемых стратегий развития группировки наднациональные органы стремятся минимизировать влияние внутренних и внешних факторов на рост экономик стран – участниц союза. ЕАЭС имеет значительный экономический и торговый, а также инвестиционный потенциал. По мнению авторов, странам ЕАЭС и объединению в целом важно более активно осуществлять меры, направленные на поддержание экономической безопасности объединения и стран-участниц, что требует новых единых подходов к подготовке кадров на страновом и региональном уровнях.
Актуальность темы исследования объясняется тем, что на настоящий момент участие Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в международных экономических отношениях, мировой экономике, международной торговле, в вопросах региональной интеграции и мировой глобализации играют значимую роль. Так как процесс интеграции является комплексным, многоуровневым и однозначно небыстрым, дать объективную оценку положению интеграции на мировой арене можно исключительно в динамике, поэтому с целью поддержания фундаментальности изучения данного вопроса периодические исследования остаются всегда актуальными. ССАГПЗ объединяет в себе группу арабских стран, обладающих узкоспециализированными развивающимися экономиками, часть из которых находится на лидирующих позициях по добыче и сбыту нефти и нефтепродуктов по всему миру. По официальным заявлениям глав стран о развитии и диверсификации интегрированных экономик, изучение и выявление особенностей ближневосточной интеграционной группировки способствует укреплению связей с ССАГПЗ как третьих стран, так и стран-членов, входящих в нее. Цель статьи – определить тенденции и особенности экономической интеграции ССАГПЗ на современном этапе посредством теоретических, статистических данных, макроэкономических показателей, SWOT- и PEST-анализа. Методологическую основу исследования представляют справочная литература, международные статистические данные официальных источников (UNCTADStat, WTO, TradeMap, World Bank и др.), сравнение найденных и полученных показателей. Проведенный анализ подтверждает актуальность и важность дальнейшего изучения социально-экономических процессов в странах ССАГПЗ, что способствует более глубокому их пониманию как базы для дальнейшего исследования.
В статье дан анализ развития внешней торговли в странах Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) за период 2000–2022 гг. в товарном сегменте. Показана преобладающая и доминирующая роль Китая как на международном рынке, так и в торговле с государствами ШОС. Делается вывод о том, что, наряду с ростом взаимной торговли на пространстве ШОС, несбалансированность торговых потоков в перспективе может способствовать развитию негативных явлений, особенно в случае перехода в этой торговле на расчеты в национальных валютах. В статье показано, что страны ШОС, особенно Китай и Россия, активизировали и усилили свое присутствие в инновационной сфере и глобальном цифровом сегменте. Взаимодействие стран ШОС в инновационном и цифровом направлениях, по мнению автора, дает возможность в перспективе обеспечить цифровое лидерство ШОС в мировом экономическом пространстве и имплементировать цифровые решения и в других странах ШОС, которые сегодня менее активно разрабатывают и применяют цифровые инструменты. В Шанхайской организации сотрудничества на протяжении более чем 20 лет развиваются различные направления двустороннего и многостороннего сотрудничества партнеров. Одним из таких направлений является транспортная сфера. Значение этой сферы растет как в национальных экономиках, например, в КНР, так и во взаимодействии со странами. В статье охарактеризованы новые современные направления сотрудничества стран ШОС в транспортной сфере. Это усиливает интеграционные процессы в межгосударственном объединении в сфере экономики, транспорта и цифровизации.
Глобализация, для которой характерна растущая мобильность капитала, людей, идей и информации во всемирном масштабе, стала актуальной темой в современном мире. Очевидно, что туризм и связанные с ним виды экономической деятельности не защищены от такого широкого контекста мировой экономики. За последние одно-два десятилетия наблюдался стабильный рост международных туристских потоков, межрегиональных и межорганизационных альянсов, а также прямых иностранных инвестиций. Эти тенденции распространены в развивающихся странах в основном из-за их нетронутой природы, разнообразной культуры, недорогих товаров и услуг, дешевой рабочей силы и других ресурсов. Однако, как предупреждают ученые, туризм – это отрасль, которой управляют богатые, более могущественные страны и соответствующие им транснациональные корпорации. В статье исследуется природа категории «туризм» с точки зрения экономической и социальной деятельности. Обосновано, что базис туризма как многомерной экономической и социальной категории определяют две группы принципов: фундаментальные и желательные. Сделан вывод, что туризм как важная составляющая современной мировой экономики неизбежно оказывается вовлеченным в процесс глобализации. Для туристов открываются новые возможности экзотических путешествий, предлагающие аутентичность и уникальность, а это в свою очередь заставляет туристскую индустрию искать новые альтернативы классическому туризму.
Современный мировой рынок вооружений и военной техники (ВВТ) испытывает целый комплекс структурно-динамических изменений, обусловленных глобальными проблемами развития мировой экономики, характером конкуренции на данном рынке, а также формированием многополярного мирового порядка. Целью работы является оценка возможных изменений в перспективной программе исследований международной торговли ВВТ с учетом указанных триггеров. Как показало исследование, политическая экономия глобального экспорта ВВТ испытывает весомую трансформацию, когда с появлением новых игроков на мировом рынке ВВТ изменяются его качественные характеристики и параметры развития, нетрадиционно воздействующие на мировой спрос и предложение на вооружение. В свою очередь, неоднозначно воздействует на исследуемый рынок и динамика оборонных расходов, которые могут как вытеснять инвестиции в другие отрасли, так и воздействовать на экономический рост страны и ее позиции в глобальном экспорте ВВТ. Наконец, на мировом рынке ВВТ наблюдаются серьезные и неизвестные ранее изменения глобальной архитектуры многостороннего регулирования, которые обусловливают формирование глобальных цепочек создания стоимости в рамках военно-политических блоков. Указанные трансформации ведут к новому пониманию международного сотрудничества между странами-экспортерами и импортерами ВВТ и формируют новый срез научно-исследовательских проблем.
В статье осуществлен анализ сложившейся в настоящее время в Китае политики обеспечения технологического суверенитета в условиях роста глобальной турбулентности. На протяжении полувека Китай традиционно уделяет значительное внимание инновационному технологическому развитию страны и национальной независимости как на государственном, так и общественном уровне, в этой сфере. С этой целью государство осуществляет финансирование ведущих прорывных инновационно-технологических направлений, способствует росту спроса на инновации в национальной экономике среди юридических и физических лиц, формирует саморазвивающуюся институциональную структуру инновационной экосистемы, создает условия для кадрового роста. Благодаря международному сотрудничеству и стремлению Китая войти в мировую инновационную систему для эффективного взаимодействия на глобальном уровне страна значительно продвинулась в мировых инновационных рейтингах и добилась весомых результатов в ряде ключевых технологий. При этом руководство Китая ставит новые долгосрочные цели и формирует соответствующие планы по развитию инновационной сферы для достижения новых результатов в условиях вызовов, с которыми сталкивается Китай в технологической сфере на фоне торговой войны, развязанной против КНР США и рядом других западных стран. Цель статьи – проанализировать этапы инновационного и технологического развития Китая, а также достигнутые результаты за ряд десятилетий. В статье показано, что Китай имеет достаточный потенциал, чтобы обеспечить технологический суверенитет по ключевым технологическим направлениям на основе общего высокого и динамично развивающегося экономического положения, емкого внутреннего рынка, значительных финансовых возможностей – национальных и привлекаемых – и международного сотрудничества.