Архив статей журнала
Целью данной исследовательской работы является выявление особенностей профессиональной идентичности российских студентов гуманитарного, технического, а также экономического направлений профессиональной подготовки. Теоретический анализ научных трудов, в рамках которых рассматривается проблема профессиональной идентичности российских студентов, позволил заключить, что большинство из них статично и изолированно, что в значительной степени отражается на содержательности выводов. Эмпирическое исследование статусов профессиональной идентичности 245 студентов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, основанное на методике Дж.Э. Марсиа, предоставило возможность для применения инструментов описательной и аналитической статистики. Благодаря частотному анализу результатов эмпирического исследования выявлено преобладание состояния достигнутой идентичности в общей структуре респондентов. Однако в ходе более детального межгруппового рассмотрения за счет критерия согласия Пирсона было доказано, что вместе с переходом от специальностей характера «человек - знак» к специальностям характера «человек - человек» численность студентов, обладающих статусом достигнутой профессиональной идентичности, снижается. При этом возрастает численность обучающихся, для которых свойственен мораторий профессиональной идентичности. Научная новизна данной работы заключена в сравнительном подходе к исследованию профессиональной идентичности студентов высших образовательных заведений.
В статье рассматривается формирование самостоятельности у подростков под влиянием эмоционального принятия со стороны родителей во Вьетнаме и в России. Эмоциональное принятие родителей помогает подросткам обрести уверенность в себе и не испытывать трудности, когда они принимают решения и справляются с проблемами, тем самым развивая самостоятельность в мышлении и поведении. С помощью методик «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафера и «Диагностика самостоятельности учащихся» Л.А. Сергиенко в статье анализируется зависимость между эмоциональным принятием, исходящим от влиятельных родителей, и уровнем независимости подростка. Кроме того, влияние отцов и матерей на подростковую самостоятельность различно. Результаты показывают, что эмоциональное принятие от обоих родителей помогает подросткам развить независимость лучше, чем эмоциональное принятие только от одного человека. Кроме того, уровень эмоциональной поддержки выше у российских родителей, чем у вьетнамских, и это приводит к тому, что российские подростки более самостоятельны, чем вьетнамские. Эмоциональное принятие со стороны родителей играет важную роль в развитии независимости у детей, поэтому родителям необходимо создавать с ними здоровые отношения.
В статье рассматриваются примеры сильных (SV > 0,7) простейших нелинейных зависимостей в задаче для 114 показателей 9 психодиагностических методик, которые представляют исключения в контексте многих конкретных задач по изучению статистических связей, когда две взаимообратные зависимости, Y(X) и X(Y), являются сильными. Таких зависимостей в модели для квинт независимой переменной в рамках очень слабых и слабых корреляций нашлось только четыре (всего 180 сильных простейших нелинейных зависимостей). В статье количественно проанализированы и качественно проинтерпретированы зависимости для трех пар переменных: «16PF-E: Подчиненность - доминантность» опросника Р.Б. Кеттелла и «Соревнование» методики К.У. Томаса (SV = 0,78 и SV’ = 0,72 при r = 0,15); «16PF-Q3: Низкий самоконтроль - высокий самоконтроль» и «16PF-L: Доверчивость - подозрительность» опросника Р.Б. Кеттелла (SV = 1,17 и SV’ = 0,91 при r = 0,28); «Психастения» методики Миннесотского многоаспектного личностного опросника и «Подозрительный тип» методики Т.Ф. Лири (SV = 0,84 и SV’ = 0,73 при r = 0,19). Для пары переменных «Низкий самоконтроль - высокий самоконтроль» и «Доверчивость - подозрительность» рассмотрены также модели линейной регрессии, которая строится на основе зависимости, далекой от линейной, что показывает коэффициент слабой корреляции Пирсона, равный 0,28. При этом, на основании широко используемого в психологическом сообществе правила интерпретации абсолютной величины коэффициента корреляции для выборки объемом 120 испытуемых, он указывает на значимость связи при уровне p = 0,01, которая неизбежно требует линейной интерпретации. Для наглядности обсуждаемая в статье информация иллюстрируется графическими представлениями рассматриваемых зависимостей.
В условиях геополитической нестабильности, глобализации информационного пространства, культурологических и цифровых трансформаций особое внимание необходимо уделять проблемам сохранения идентичности и формирования государственно-ориентированной активной гражданской позиции студенческой молодежи, в том числе на основе использования социокоммуникативных технологий управления институциональным доверием органам власти. Предмет исследования - элементы коммуникативной политики представителей органов власти, общественных организаций, средств массовой информации, направленные на студенческую молодежь. Цель работы - разработка комплекса современных технологий повышения уровня институционального доверия студентов органам власти. Методология исследования базируется на теоретико-методических положениях социологии, социальной психологии, политологии для определения феноменов институционального и социального доверия, а также концепции единого информационного пространства. В результате эмпирического исследования был определен уровень доверия обучающихся высших и средних профессиональных образовательных организаций региональным и федеральным органам власти, отдельным социально-экономическим и политическим институтам; выявлены причины низкой степени информированности и вовлеченности студенческой молодежи в общественные процессы регионального развития, участия в деятельности специализированных всероссийских и региональных молодежных организаций. В качестве рекомендаций предложены технологии повышения эффективности взаимодействия органов власти со студентами, в том числе в сетевом информационном пространстве.
Целью научной статьи является представление исследования архитектуры рекомендательного сервиса, разработанного для помощи абитуриентам в выборе направления подготовки в вузе. Главной функцией сервиса выступает предоставление абитуриентам персонализированных рекомендаций по подготовке на основе их предпочтений, интересов, академических достижений и рейтинга учебного заведения. Архитектура базируется на принципе клиент-серверного взаимодействия, когда клиенты могут получать персонализированные рекомендации и взаимодействовать с сервисом через веб-интерфейс. В статье были решены следующие задачи: выполнены архитектурная декомпозиция и описание основных компонентов сервиса; представлен метод машинного обучения, включая алгоритм коллаборативной фильтрации, который применяется в сервисе и позволяет учитывать предпочтения и предложения других абитуриентов с похожими интересами и образовательным профилем; разработаны рекомендации по выбору пользовательского интерфейса для удобного взаимодействия с сервисом; проведены контрольные примеры с целью оценки эффективности работы рекомендательного сервиса. Исследование показывает, что использование метода коллаборативной фильтрации в архитектуре сервиса позволяет достичь высокой точности и удовлетворения абитуриентов при предоставлении рекомендаций по выбору направления подготовки в вузе. Статья имеет практическую значимость, так как представляет собой реальное применение метода машинного обучения и архитектуры сервиса для помощи абитуриентам в выборе направления подготовки. Результаты исследования могут быть полезными для разработки подобных сервисов в образовательной сфере.
Авторы проанализировали систему мер федерального и местного уровней, направленных на повышение уровня жизни населения в таких направлениях, как развитие транспортной системы, доступное жилье, демография, медицина, заработная плата. Было проведено эмпирическое исследование методом опроса с целью определения удовлетворенности жителей Магнитогорска Челябинской области качеством жизни в городе и выявления наиболее актуальных вопросов, решение которых будет способствовать повышению уровня жизни населения города. В опросе (в форме анкетирования) приняли участие 330 взрослых мужчин и женщин, жителей Магнитогорска, отличающихся по социальному положению. В конечном счете авторы пришли к заключению, что качество жизни в Магнитогорске невысокое. Многие жители недовольны экологической ситуацией в городе, качеством медицинской помощи и финансовыми доходами. Это свидетельствует о том, что необходимо проводить социальную политику, направленную на решение данных проблем. Вместе с тем большинство респондентов высоко оценивают возможности для комфортной жизни: относительно дешевая недвижимость, достаточное количество мест в детских садах и школах, довольно высокий уровень профессионального образования, возможности трудоустройства и построения карьеры.
В статье рассмотрены подходы к определению понятия «буллинг». Установлены некоторые особенности толкования буллинга. Он часто соотносится с социализацией, девиантным поведением и охраной здоровья именно подрастающих поколений. В ходе изучения истории возникновения изучаемого явления как объекта научного исследования выявлено, что в первом определении, предложенном в 1993 г. норвежским психологом Д. Ольвеусом, буллинг - это преднамеренное, систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы. Позже произошло разделение на буллинг и моббинг. В первом случае речь идет о школьном насилии над детьми, во втором - о насилии над взрослым населением. Рассмотрение буллинга в качестве объекта статистического исследования определило, что в настоящее время статистика буллинга фактически находится на начальной стадии своего развития, не позволяя всесторонне, подробно и адекватно оценивать столь специфический объект исследования. В работе предложены разработка концепции системы показателей статистики буллинга, выделение и обоснование ее ключевых разделов, а также последовательное наполнение последних индикаторами, которые соответствуют определенным принципам (открытость, доступность и др.). В заключение крайне важно отметить, что буллинг - неадекватные, аморальные и в сущности асоциальные попытки личностного самоутверждения, которые возводят рассматриваемое явление в ранг крайне негативного феномена, возникшего исторически и продолжающего существовать и активно развиваться в школьной среде, что требует дальнейшего изучения и проработки.
В качестве предмета настоящего исследования выделяется множество условий, которые способствуют возникновению кризисных явлений в финансовой и экономической сферах. Цель статьи - изучение причин, последствий и возможностей предотвращения финансовых кризисов. К используемой в рамках исследования методологии можно отнести изучение интернет-ресурсов, соответствующих теме статьи, их синтез и обобщение. Среди основных результатов исследования выделяются проведение детального анализа понятия и причин финансовых кризисов, а также систематизация информации о возможностях их недопущения. Полученные результаты могут быть применены в рамках разработки методик и рекомендаций по предотвращению финансовых кризисов с учетом современной ситуации, а также в учебном процессе. К перспективам дальнейших исследований по заданной тематике относятся: определение динамики и специфики развития финансовых кризисов, основные этапы развития, разработка прогнозов об их возникновении в тех или иных отраслях экономики. В заключение отметим, что, во-первых, финансовые кризисы представляют собой один из неотъемлемых этапов развития экономических отношений как в отдельно взятой стране, так и в мире. Во-вторых, причины появления финансового кризиса могут быть объяснены при помощи использования определенной теоретической базы с учетом современных явлений и, как правило, представляют собой результат внедрения новых инструментов, методов и способов хозяйствования. В-третьих, для увеличения результативности нивелирования негативного воздействия кризиса важным представляется применение комплексного подхода, который включает в себя осуществление превентивных мероприятий не только в рамках страны, но и на уровне компаний.
Статья представляет анализ основных тенденций и перспектив развития центральных банковских цифровых валют (англ. central bank digital currency, далее - CBDC) в мировом контексте и в Российской Федерации (далее - РФ, Россия), сопоставляя их с криптовалютами и традиционными фиатными валютами. Особое внимание уделяется выявлению преимуществ цифровых валют перед обычными, таких как независимость, защищенность, прозрачность и возможность использования смарт-контрактов. Однако CBDC, в отличие от криптовалют, подчинены контролю и зависят от действий центральных банков. Статья включает обзор опыта различных стран, таких как Россия, Китай, Индия, Объединенные Арабские Эмираты, Франция и Нигерия. Также проведен анализ соотношения комиссионных и процентных доходов в деятельности банков РФ. Был сделан вывод о важности комиссионных доходов в банковской сфере и оценено влияние внедрения цифрового рубля Центральным банком России на банковскую систему. В заключение предложены рекомендации по внедрению цифрового рубля в повседневную деятельность российских банков, включая учет сложностей для них и активное привлечение клиентов, а также необходимость создания отдельной организации для контроля над операциями цифрового рубля.
Аукционные продажи живописи в России имеют признаки развивающегося рынка, не всегда следующего мировым трендам. Учитывая, что потенциал изучения национального арт-рынка раскрыт недостаточно, автор поставил следующие цели настоящей статьи - изучить особенности инвестирования в произведения российских художников авангардного течения и построить эконометрическую модель (на примере общества «Бубновый валет»). Русский авангард впервые рассматривается как область, образующая общие, свойственные ей одной тенденции ценообразования. В статье проанализированы особенности и тенденции спроса на авангардную живопись в 2000-2021 гг., охарактеризованы география аукционных продаж и уровень ликвидности арт-активов, приведена ценовая динамика национального и мирового рынков. Для поставленных целей применяются статистический анализ и визуализация, построена эконометрическая модель с использованием цензурированной регрессии Хекмана (Tobit-2). Методом повторных продаж рассчитана средняя доходность масляной живописи М.З. Шагала. Номинальная оценка доходности его произведений, по расчетам автора, составила 5,1 %, существенно отставая от аналогичного показателя финансовых активов. Инвестирование в живопись рассмотрено как комплексное явление с уникальными свойствами, отличающими арт-рынок от других инвестиций. Статья представляет интерес для инвестиционных менеджеров и управляющих, работников банковского сектора, коллекционеров, оценщиков, специалистов в области экономики искусства.
Современный фондовый рынок представляет собой постоянно меняющуюся систему, быстро реагирующую на изменения внешней среды. События последних лет резко повысили степень непредсказуемости и изменчивости процессов мирового развития, что значительно повлияло на активность становления такого сегмента этого рынка, как социально-ответственное инвестирование (далее - СОИ). В статье рассмотрена динамика развития зарубежного рынка СОИ, проанализированы основные формы государственной поддержки СОИ в зарубежных странах как наиболее значащие компоненты эффективного функционирования экосистемы СОИ, выделены главные проблемы этого рынка на текущем этапе. Показано, что в настоящее время одной из ключевых проблем развития рынка СОИ является отсутствие общепринятой комплексной методологии, стандартов и методик оценки и учета отнесения ценных бумаг и использования доходов от них именно в связи с ESG-повесткой (англ. еnvironmental, social, and governance - экологическое, социальное и корпоративное управление). Это приводит к сложностям в оценке эффективности СОИ, нецелевому использованию инвестиций (англ. greenwashing), к снижению доверия к инструментам рынка СОИ. Выработка унифицированного подхода к системе оценки эффективности СОИ, формирование общих критериев и принципов работы в области ответственного инвестирования будут способствовать улучшению социальной жизни общества, решению экологических задач, более продуктивному экономическому развитию стран.
Целями исследования являются анализ конкурентоспособности и разработка рекомендаций по ее повышению при освоении производства новой продукции. При ознакомлении с известными работами, в которых исследовалась конкурентоспособность, автором было изучено влияние изменений на макроуровне на процессы освоения новой продукции предприятиями. В статье автором проведен анализ различных подходов к определению конкурентоспособности. Рассмотрено воздействие односторонних санкций на конкурентоспособность при освоении производства новой продукции. При этом отмечается, что санкции как инструмент силового давления не могут применяться в качестве инструмента повышения успешности предприятий на справедливом конкурентном рынке. Поэтому автор указывает на то, что классическая теория о конкурентном и неконкурентном рынках не вполне применима в текущей обстановке. В работах некоторых ученых анализировалась конкурентоспособность предприятия в условиях рынка, не соответствующего настоящим реалиям, соответственно, такие исследования неприменимы в условиях необходимого справедливого конкурентного рынка. Автором предложены способы определения как текущей конкурентоспособности, так и ее показателей в прошедших и будущих периодах. Трансфер технологий предлагается перестраивать с внутреннего на международный с дружественными странами, переходя от простой торговли и обмена товарами на совместное развитие продуктов. Внутри страны также необходимы условия для масштабирования идей и новых разработок. В условиях неконкурентного рынка слияние или объединение компаний для проведения исследований, разработок и освоения производства новых продуктов может быть одним из способов обхода санкций. При этом данный способ в большей степени применим для технологий с высоким уровнем цифровой и технологической защиты в режиме ноу-хау.