Архив статей журнала
В статье рассмотрены подходы к определению понятия «буллинг». Установлены некоторые особенности толкования буллинга. Он часто соотносится с социализацией, девиантным поведением и охраной здоровья именно подрастающих поколений. В ходе изучения истории возникновения изучаемого явления как объекта научного исследования выявлено, что в первом определении, предложенном в 1993 г. норвежским психологом Д. Ольвеусом, буллинг - это преднамеренное, систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы. Позже произошло разделение на буллинг и моббинг. В первом случае речь идет о школьном насилии над детьми, во втором - о насилии над взрослым населением. Рассмотрение буллинга в качестве объекта статистического исследования определило, что в настоящее время статистика буллинга фактически находится на начальной стадии своего развития, не позволяя всесторонне, подробно и адекватно оценивать столь специфический объект исследования. В работе предложены разработка концепции системы показателей статистики буллинга, выделение и обоснование ее ключевых разделов, а также последовательное наполнение последних индикаторами, которые соответствуют определенным принципам (открытость, доступность и др.). В заключение крайне важно отметить, что буллинг - неадекватные, аморальные и в сущности асоциальные попытки личностного самоутверждения, которые возводят рассматриваемое явление в ранг крайне негативного феномена, возникшего исторически и продолжающего существовать и активно развиваться в школьной среде, что требует дальнейшего изучения и проработки.
Рассмотрено соотношение понятий «патология», «девиация», «мутация» на основе теоретического содержания из списка литературы. Девиация не всегда носит исключительно негативный характер. Это мы доказываем через работу Г. Беккера «Аутсайдеры». Социальные группы создают правила, а девианты не способны подчиняться принятым нормам и становятся аутсайдерами. Данный подход мы назвали социокультурным. Более сложным в понимании, представлении явления «девиация» является подход через призму рационалистической философии, отраженный в монографии В.Н. Железняка. Основная мысль, которая раскрывается в повествовании автора, звучит следующим образом: классическая гносеология рационализма - это отчет разума о его самоусовершенствовании. Через социально-биологический подход девиация рассматривается сквозь призму эволюционной теории и влияния мутаций на развитие. Если изучать мутации социальной жизни общества, то можно назвать данную систему социокультурной мутацией. Последним подходом стал физиологический (антропологический), с точки зрения которого говорится о различии происхождения рас людей, следовательно, и о вероятном отклонении. С.В. Савельев в своем лекционном материале рассматривал социальную эволюцию мозга человека с помощью антропологического подхода. Здесь же мы можем наложить на тезисы автора явление девиации, как бы описывая поведение через антропологические различия.