Архив статей журнала
В статье рассмотрены подходы к определению понятия «буллинг». Установлены некоторые особенности толкования буллинга. Он часто соотносится с социализацией, девиантным поведением и охраной здоровья именно подрастающих поколений. В ходе изучения истории возникновения изучаемого явления как объекта научного исследования выявлено, что в первом определении, предложенном в 1993 г. норвежским психологом Д. Ольвеусом, буллинг - это преднамеренное, систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы. Позже произошло разделение на буллинг и моббинг. В первом случае речь идет о школьном насилии над детьми, во втором - о насилии над взрослым населением. Рассмотрение буллинга в качестве объекта статистического исследования определило, что в настоящее время статистика буллинга фактически находится на начальной стадии своего развития, не позволяя всесторонне, подробно и адекватно оценивать столь специфический объект исследования. В работе предложены разработка концепции системы показателей статистики буллинга, выделение и обоснование ее ключевых разделов, а также последовательное наполнение последних индикаторами, которые соответствуют определенным принципам (открытость, доступность и др.). В заключение крайне важно отметить, что буллинг - неадекватные, аморальные и в сущности асоциальные попытки личностного самоутверждения, которые возводят рассматриваемое явление в ранг крайне негативного феномена, возникшего исторически и продолжающего существовать и активно развиваться в школьной среде, что требует дальнейшего изучения и проработки.
В статье рассмотрена проблематика такого социального явления, как буллинг в молодежной среде. Вопрос взаимоотношений в группе, особенно в период взросления, активного становления личности, очень актуален. Не всегда эти взаимоотношения конструктивны и направлены на сотрудничество: нередки ситуации агрессии, сопровождающие процесс коммуникации в группе. Одним из видов такого агрессивного поведения является буллинг, изучению проявлений которого посвящена данная работа. Авторами было проведено исследование с использованием количественного (анкетный опрос в 82 субъектах Российской Федерации) и качественных методов (фокус-группы и проектные сессии). Выявлены наиболее часто встречающиеся формы буллинга, определены субъекты, которые, по мнению респондентов, должны оказывать помощь жертвам буллинга, а также провокаторы буллинга (среди которых оказались не только агрессоры, но и жертвы). Вместе с тем по результатам исследования, возникли и новые вопросы, касающиеся проблематики рассматриваемого феномена, как терминологические (что понимает современная молодежь под буллингом), так и социально-психологические (в чем сходство и различие между агрессором, провокатором, жертвой), на решение которых будут направлены следующие этапы исследования.