Архив статей журнала
В статье рассматривается история попыток обновленцев взять под контроль православные приходы на территории США и Канады. Одним из важных вопросов являлся захват церковной собственности Российской православной церкви, который не состоялся, несмотря на серьезную поддержку со стороны советских властных структур. Последовавший в итоге отказ православных американцев от поддержки обновленцев рассматривается авторами как естественный и закономерный итог, обусловленный искусственной инспирированностью обновленческого движения в целом. Авторами подробно анализируется ряд биографий иерархов с сомнительными каноническими правами и хиротониями на предмет принадлежности их к обновленческой иерархии: определенный авантюризм описываемых представителей епископата, их постоянные переходы из юрисдикции в юрисдикцию, многочисленные совершавшиеся ими канонические нарушения все же не дают права считать большинство из них обновленцами. Первоначально обновленчество как реформистское движение в РПЦ на пике своего существования (1922-1927) имело определенный успех, но очень быстро начало раскалываться на разнообразные церковные структуры, различавшиеся по масштабу, социальному составу и деталям идеологии. Прибегавшие к судебным тяжбам в гражданских судах США обновленческие лидеры, в частности, о. Иоанн (Кедровский), нередко добивались решения в свою пользу. Авторами делается вывод о том, что своеобразный эксперимент Е.А. Тучкова, начальника 3-го отделения Секретно-политического отдела ОГПУ, к чьей компетенции относилась агентурно-оперативная работа «по церковникам всех конфессий и сектантам», по присвоению церковного имущества РПЦ на Североамериканском континенте, а также распространению советского влияния на значительные массы православных американцев закончился неудачей.