Архив статей журнала
В статье рассматриваются имущественные права и материальная ответственность лиц, содержащихся под стражей, и осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. В местах изоляции от общества гражданин не лишается права собственности на принадлежащее ему имущество, но ограничивается в полномочиях собственника. Так, утрачивается возможность физического господства и извлечения полезных свойств над определенной категорией вещей. При поступлении в исправительное учреждение и следственный изолятор уголовно-исполнительной системы вещи, принадлежащие гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам, передаются на хранение в соответствии с правилами внутреннего распорядка. В связи с этим на данный вид правоотношений распространяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), регламентирующих хранение вещей в силу закона. Анализируются основные проблемы хранения вещей, принадлежащих осужденным, а также актуализируется хранение депозитных и кредитных банковских карт в сейфе кассы исправительных учреждений и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. Вносятся предложения по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства, связанного с их хранением. Обосновывается необходимость привлечения вышеуказанных специальных субъектов к материальной ответственности вследствие причинения материального вреда имуществу учреждений уголовно-исполнительной системы в результате их неправомерных действий.
В статье изложена история создания Управления по расследованию преступлений высших должностных лиц Республики Корея. Показаны его полномочия, проблемы, с которыми столкнулось данное Управление в своей деятельности. Показаны изменения, происходившие в компетенции Управления в соответствии с внесенными новеллами в законодательство. Рассмотрены порядок назначения и освобождения от должности сотрудников Управления, отношения к службе, процедура привлечения к дисциплинарной ответственности. Отмечены неудачи в действиях Управления и представлены попытки совершенствования этой структуры.
В статье дается анализ основных правовых документов, регламентирующих современный этап межрегионального сотрудничества российских регионов с Северо-Востоком Китая. Рассмотрены история первых российско-китайских соглашений и их эволюция, проведён анализ историко-правовых основ приграничного сотрудничества России и Китая. Дана общая характеристика правотворческой деятельности в области регионального сотрудничества России и Китая. Проведена классификация основных типов соглашений в области межрегионального сотрудничества. Рассмотрено правовое обеспечение сотрудничества Северо-Востока Китая с российскими регионами. В работе использованы метод толкования права, кейс-метод, сравнительно-правовой и историко-правовой методы.
Общепризнанным основанием криминализации является признание деяния преступным. Таким образом, процесс криминализация обладает свойством порочного круга: определение явления включает в себя свойства самого явления (лат. circulus in definiendo). Порочность в основании правовой конструкции определяет ее несостоятельность. Представляется необходимым связать основание криминализации с наиболее важными (универсальными) ценностями, требующими особой защиты силами государства. Процесс наделения деяний признаками преступности и противоправности должен быть основан на определении универсальных человеческих ценностей, признании их фундаментального места в ряду интересов, защищаемых правом и государством.
В статье на основе проведенного анализа материалов правоприменительной практики рассматриваются актуальные проблемы правоприменения, возникающие в наследственных правоотношениях при возникновении права на обязательную долю в наследстве; приводятся примеры из судебной практики и рекомендации по решению рассматриваемых проблем.
В настоящее время Россия столкнулась с применением в отношении неё односторонних принудительных мер (санкций) иностранными государствами. Cтатья посвящена исследованию юридической природы и особенностей применения санкций в международном публичном и частном праве. Автором проанализированы различные точки зрения по рассматриваемой теме с учётом российской и иностранной доктрины. Исходя из позиции по данному вопросу России, «Группы 77» и Азиатско-Африканской консультативно-правовой организации (AALCO), представляющих около 70% государств планеты, делается вывод о существовании в обычном международном праве запрета использования односторонних принудительных мер. Исследованы подходы к соотношению санкций со сверхимперативными нормами и публичным порядком государства, а также представлен анализ российской судебной практики по вопросу квалификации иностранных санкций как обстоятельства, влекущего невозможность исполнения обязательства. Отмечается ошибочная практика российских судов путем ссылки на публичный порядок для обоснования отказа в применении иностранных правовых предписаний, устанавливающих санкции, при рассмотрении сугубо внутренних споров. Исследуется проблема отсутствия единой позиции судов как по вопросам допустимости освобождения стороны от ответственности при наличии препятствия в виде санкций, так и по вопросам квалификации этих санкций. В статье уделяется внимание критерию непредвидимости непреодолимой силы в контексте рассматриваемых мер, содержится критика возложения судами на стороны обязанности предвидеть ужесточение санкционных ограничений в отношении России. Сделан вывод о необходимости рассмотрения иностранных односторонних принудительных мер как вопроса факта, допускающего квалификацию соответствующих отношений по п. 3 ст. 401 ГК РФ и ст. 416 ГК РФ.
В статье рассматривается подход Китая к урегулированию своих претензий. Отмечается, что при урегулировании территориального спора государство может придерживаться любой из трех общих стратегий: сотрудничества, эскалации или затягивания. В рамках стратегии сотрудничества государство может предложить либо передать контроль над оспариваемой территорией, либо отказаться от своих притязаний на эту территорию без угроз или применения силы. В стратегии эскалации государство может прибегнуть к дипломатии принуждения для достижения благоприятного результата за столом переговоров или использовать угрозы или силу, чтобы получить контроль над спорной территорией. При использовании стратегии затягивания государство может отстаивать свои претензии по спору, не предлагая уступок и не применяя силы. Стратегия затягивания позволяет государству-заявителю выиграть время для укрепления своей позиции и достижения более желаемого результата. Эта стратегия также позволяет государству укреплять свои притязания и контроль над спорной территорией либо дипломатическими средствами, либо с помощью военных субъектов.
В статье анализируются специфика и динамика развития американо-тайваньских отношений в периоде с 1949 г. по настоящее время. Исследование проблемы осуществляется в четырех основных плоскостях: глобальный контекст, треугольник США-КНР-Тайвань, двусторонние отношения, внутренняя политика. Целью данной статьи является выделение ключевых этапов и особенностей развития американо-тайваньских отношений в период с 1949 г. по настоящее время. С этой целью автор акцентирует внимание на политико-дипломатическом взаимодействии США и Республики Китай, правовых и институциональных механизмах сотрудничества. Автор рассматривает отношения Тайваня и США не изолированно, а с учетом влияния фактора материкового Китая. В работе анализируются взгляды и позиции тайваньского руководства по вопросу не только американо-тайваньских отношений, но и проблемы «двух берегов». Содержание исследования также включает рассмотрение вопросов поставок вооружения на остров, научно-технического сотрудничества в полупроводниковой отрасли и интеграции Тайваня в америкоцентричные региональные форматы. Особый акцент сделан на то, чтобы продемонстрировать те изменения, которые произошли в политике США, КНР и Тайваня с 2016 г. В заключение автор выделяет четыре этапа развития американо-тайваньских отношений с учетом факторов на уровне системы и на уровне отдельных акторов, а также характеристики, присущие каждому из выделенных этапов. Здесь же подчеркивается мысль о том, что нынешнее состояние отношений США и Тайваня является результатом синергии множества факторов различного характера.
Статья посвящена изучению роли военно-морской силы Китая в процессе достижения его национальных интересов в морских пространствах. Рассматривается эволюция развития морской стратегии КНР. Отмечается, что после основания Нового Китая ее развитие прошло три последовательные этапа: приоритет береговой обороны при Мао Цзэдуне; деятельность в ближних морях при Дэн Сяопине; выход в открытый океан уже в новом тысячелетии, сопровождающийся реализацией стратегической цели превращения в великую морскую державу. По мере этих трансформаций расширялась, соответственно, и область охвата морских интересов, распространяясь от региональных морей в мировые океаны. Это требовало особого внимания к модернизации военно-морского флота и превращения его в боеспособный флот океанского типа. Таким образом, Китай получал возможность проецировать свою силу и защищать как экономические, так и геополитические интересы в дальних районах мира. Важным элементом этого процесса стало не только совершенствование судов, но и создание первых авианосцев и зарубежных морских баз. Самыми приоритетными задачами военно-морского флота Китая, помимо обеспечения национальной безопасности, становятся защита прав на спорные территории в Южно-Китайском море, воссоединение с Тайванем, а также геополитическое соперничество с Соединенными Штатами, отношения с которыми постепенно обостряются все сильнее. Что касается дальних морей, Китай преследует там преимущественно экономические цели, например защиту своих транспортных коммуникаций, а также геополитические, заключающиеся в распространении своего глобального присутствия и изменения, таким образом, баланса сил как в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и в мире в целом.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что основные причины и предпосылки расширения военной активности Арктических стран вызваны обострением международной обстановки в мире, возникновением новой архитектуры международных отношений. Подчеркивается, что возрастающая роль РФ на мировом энергетическом и продовольственном рынках, а также в мировой морской логистике блокирует США и их союзников по НАТО, заставляет их проводить агрессивный курс и милитаризировать Арктику. Россия вынуждена принимать ответные меры, укрепляя свою оборону в этом регионе. Статья нацелена на авторскую в современных условиях оценку процессов милитаризации Арктики. Используются следующие исследовательские методы: структурно-функциональный, логистический, историко-сравнительный. Задача исследования - изучение усиления роли Арктики в современных условиях. В статье использованы элементы экспертности. Укрепляя арктическую безопасность, Россия надеется на здравый подход и независимую от США арктическую политику небольших государств членов Арктического Совета, таких как Исландия, Дания, Норвегия, Швеция, которым Вашингтон пытается «выкручивать руки» и принуждает усиливать военное присутствие в регионе. В освоении Арктики, укреплении региональной безопасности в этом открывающемся регионе Москва рассчитывает и на поддержку таких дружественных стран, как Индия и Китай. С КНР уже налажены неплохой диалог и совместная практическая деятельность в Арктике. Его экономика, экономическая мощь, растущий политический вес как ядерной державы, как постоянного члена СБ ООН несомненны. Китай все больше превращается в мировую сверхдержаву, способную реально противостоять США.
Автором было проведено эмпирическое исследование имиджа стран у российской молодежи на протяжении 2002-2023 гг. Изучены факторы формирования имиджа стран; структура имиджа страны; выявлены и изучены рациональный (когнитивный) уровень и иррациональный (эмоционально-аффективный) в восприятии имиджа стран; составлена междисциплинарная модель имиджа любой страны мира; созданы методики для исследования имиджа стран на международном уровне и внутри своей страны. Исследование длилось 21 год при учете всех изменяющихся реалий в мире. По результатам изучения имиджа страны у современной российской молодежи было выявлено возросшее влияние мнений блогеров, медийных личностей, ютюберов в медиапространстве, СМИ и Интернете на восприятие имиджа стран, особенно после пандемии 2020 г. Возросло значение таких факторов, как характер и глубина поступающей о стране информации и эмоциональные оценки о ней в медиапространстве. Молодежь прислушивается к лидерам мнений в Интернете, поэтому особенно важно для формирования позитивного имиджа России, чтобы блогеры, ютюберы, медийные личности и медиаперсоны обладали выраженным патриотизмом и транслировали его в фиджитал-пространстве, социальных сетях и Интернете. Для этого автор рекомендует комплексную подготовку будущих и действующих медийных личностей (медиаперсон), блогеров и лидеров мнений, основанную на воспитании у них истинных патриотических чувств и высокой духовно-нравственной ответственности перед своей страной. Использование технологий создания и совершенствования имиджформирующей информации о стране должно создаваться, внедряться, контролироваться и поощряться на государственном уровне с выработкой единых стандартов для осуществления цели формирования позитивного имиджа России внутри страны и на международном уровне.
С конца 1990-х годов Банк Японии, столкнувшись с нулевой нижней границей процентных ставок, так же, как и крупнейшие зарубежные центральные банки, существенно ужесточает денежно-кредитную политику в ответ на инфляцию, что приводит к снижению его прибыли и капитала. Учитывая, что такой подход к реализации денежно-кредитной политики, сопровождаемый крупномасштабным расширением банковских балансов, потенциально может оказать большое влияние на финансы центральных банков в случае ужесточения денежно-кредитной политики, ведутся дискуссии о потенциальном влиянии на способность центральных банков проводить денежно-кредитную политику и, как следствие, удерживать доверие к своим валютам. В свете вышесказанного делается вывод о взаимосвязи между финансами центрального банка и проведением денежно-кредитной политики. В системе бумажных денег доверие к валюте напрямую обеспечивается не активами, принадлежащими центральному банку, или его финансовой устойчивостью, а соответствующим проведением денежно-кредитной политики с целью достижения стабильности цен. Исходя из этой предпосылки центральные банки обычно устроены таким образом, что они получают прибыль в более долгосрочной перспективе. Следовательно, даже если центральный банк временно несет убытки или имеет отрицательный капитал, это не ограничивает его способность проводить денежно-кредитную политику. Тем не менее это не означает, что центральный банк не может столкнуться с неограниченными потерями и отрицательным капиталом. Если финансовые риски центрального банка станут предметом чрезмерного внимания общества, существует риск снижения доверия к регулятору. Поэтому обеспечение финансовой устойчивости центрального банка имеет большое значение. Делается вывод, что Банк Японии будет продолжать проведение соответствующей политики, уделяя при этом внимание своей финансовой устойчивости.
- 1
- 2