Архив статей журнала
На современном этапе развития мирового сообщества экономика претерпевает существенные изменения под влияние различных факторов социального, политического и экономического характера. Процесс глобализации выступает одним из мощнейших факторов, стимулирующий стремительную динамику направлений развития мирового сообщества.
В данной работе автор описывает значение влияния современных процессов глобализации на содержание мировой экономики. В работе определяются основные экономические тенденции в современных государствах, обусловленные процессами глобализации. Выявляются основные причины глобализации и причины ее воздействия на экономику мирового сообщества. Кроме того, исследуется влияние процессов глобализации на государственное регулирование внутренних и внешнеэкономических процессов.
В заключение автором выделяются специфические особенности глобализации в мировой экономике.
Целью данной статьи является определение основных положений по формированию концепции диагностики производственного потенциала предприятий. В статье рассмотрены три подхода к определению диагностики производственного, а именно исследовательский, методический и информационный. Каждый из этих подходов находит свое отражение при формировании концепции диагностики производственного потенциала предприятий.
При этом в статье освещаются два аспекта диагностики производственного потенциала: организационный и экономический. Организационный аспект определяет процедуру диагностики производственного потенциала исследуемых объектов, а экономический аспект направлен на изучение компонентов производственного потенциала экономически важных и экологически опасных производств. Для отбора показателей оценки величины производственного потенциала исследуемых объектов применены следующие методы: системный анализ, метод номинальных групп (МНГ), теория полезности. В связи с этим определены актуальность, виды и принципы диагностики производственного потенциала рассматриваемых предприятий. Охарактеризованы отличительные признаки экономически важных и экологически опасных предприятий. Показана процедура оценки величины производственного потенциала исследуемых объектов, базирующаяся на применении теории полезности. В итоге определено содержание концепции диагностики производственного потенциала, что позволяет определить систему диагностики производственного потенциала экономически важных и экологически опасных предприятий. Реализация рассмотренных ключевых положений по диагностике производственного потенциала позволит предприятиям определять перспективы роста не только в рамках сферы деятельности, но и развития экономической системы в целом.
В статье раскрыты основные элементы и этапы алгоритма формирования диагнозов использования производственного потенциала. Установлены содержание диагноза и структура диагностического заключения. Кроме того, для проведения диагностики производственных систем существуют следующие объекты исследования: результаты деятельности организации за период, его состояние на данный момент времен и основные процессы организации. Диагностическое заключение является необходимым инструментом использования результатов диагностики. Диагностическое заключение следует понимать, как непременное условие внутреннего и внешнего исследования организации, на основе которого могут быть разработаны и приняты управленческие решения. Повышение эффективности использования производственного потенциала организации тесно связано с выявлением и мобилизацией резервов. В данном разрезе определены сферы паспорта диагнозов и направления реализации организационных резервов повышения эффективности использования производственного потенциала.
Статья посвящена проблеме учета экологических рисков при реализации инвестиционных проектов в сфере обращения промышленных отходов. Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что создание новых предприятий, ориентированных на утилизацию и переработку промышленных отходов, как и проекты модернизации существующих производств, являются весьма затратными в финансовом отношении. Кроме того, такие проекты обязательно нуждаются в оценке потенциального риска негативного воздействия на окружающую среду от внедрения тех или иных технологических решений, что, очевидно, напрямую может быть связано и с риском потерь капитала (в виде расходов на устранение последствий техногенного воздействия на окружающую среду).
Рассматривая экологический риск как интегральную оценку экологической опасности промышленного субъекта, а потенциальный ущерб от наступления неблагоприятных последствий для экосферы териитории, на которой расположено предприятие, как величину отклонения текущего состояния окружающей среды от нормативного, автор делает акцент на необходимости комплексного анализа экологических рисков при реализации инфраструктурных проектов в сфере обращения промышленных отходов.
Определение номенклатуры актуальных экологических рисков и их последовательный учет представляются наиболее сложной задачей при разработке вероятностной модели наступления неблагоприятных последствий вследствие антропотехногенного воздействия на природную среду со стороны промышленного предприятия. Построение таких моделей требует решения ряда теоретических и методологических проблем. Предлагаемый автором алгоритм, реализованный в формате математической функции, объединяет в себе материальную, социальную и экологическую составляющие потенциального экологического риска. Конструкт данной функции дополняется системой коэффициентов, учитывающих специфику конкретной технологии (класс опасности задействованных отходов, характер технические карты процессов, особенности прилегающего к территории предприятия биоценоза и т.д.), применяемой на конкретном предприятии – объекте инвестирования. Важно, что функционал модели предполагает, наряду с оценкой непосредственного экологического риска, также учет косвенных (отдаленных по времени) неблагоприятных последствий, что позволит избежать финансовых потерь при формировании долгосрочной инвестиционной стратегии в бизнес-проектах, реализуемых в сфере обращения промышленных отходов.
Трендом развития народно-хозяйственного комплекса последних лет стала экологизация производственной деятельности, то есть создание таких производственных условий, при которых применяемые на предприятиях технологии будут максимально учитывать природный (биосферный) фон территории, на которой эти предприятия расположены. Указанная задача приобретает особое значение, когда речь идет о хозяйствующих субъектах, функционирование которых сопряжено с интенсивным образованием отходов. Для таких предприятий экологизация производства становится пусть и весьма затратным, но важнейшим условием деятельности.
В данной статье автор обосновывает необходимость создания более привлекательных условий для инвестирования в региональные проекты, связанные с переработкой и утилизацией производственных отходов. При этом в качестве исследовательской площадки выбрана Ростовская область – регион, в котором на более чем 8 тыс. отходообразующих индустриальных объектов приходится лишь восемь компаний, ориентированных на переработку, утилизацию и захоронение отходов промышленного производства.
Оценивая динамику целевого финансирования сферы обращения с отходами, автор отмечает, что, несмотря на важнейшую роль инвестирования в отходоперерабатывающую инфраструктуру как инструмента повышения эффективности природопользования, его объем на уровне Донского региона (как и в целом по стране) крайне незначителен. Хотя, очевидно, что создание высокотехнологичных предприятий такого профиля в перспективе сопряжено с целым рядом позитивных аспектов для региональной экономики – созданием новых рабочих мест, ростом реальных доходов населения прилегающих к предприятию территорий, формированием новых источников финансовых поступлений в бюджет, да и в целом с общим улучшением экологической обстановки. Иными словами, действующее предприятие, занятое переработкой и утилизацией отходов, выступает фактором экономического роста.
Однако позитивный эффект, как доказывает автор, может быть достигнут лишь при системном подходе к управлению обращением с отходами. В качестве действенного формата стимулирования инвестиционной активности в этой связи автор рассматривает инвестиционные программы, основанные на государственно-частном партнерстве. Причем обязательным условием реализации таких инвестпроектов, по мысли автора, должно выступать тесное сотрудничество в целях экологизации производственной деятельности всех субъектов региональной инфраструктуры обращения с отходами – отходообразующих предприятий; компаний, занимающихся утилизацией и переработкой промышленных отходов, а также структур, обеспечивающих надзор за состоянием окружающей среды на уровне отдельных территорий.
Сокращение масштабов техногенного воздействия на окружающую среду, как известно, является чрезвычайно актуальной задачей не только для внутрироссийской повестки дня, но и на международном уровне. Автор предлагает рассматривать эту проблему комплексно – во взаимосвязи и взаимозависимости всех элементов единой системы государственного регулирования сферы обращения промышленных отходов.
Отмечая недостатки существующей в России нормативной правовой базы (в частности, №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98), автор приводит в качестве примера ряд положений европейского и североамериканского законодательства в сфере экологии (методику экологического нормирования, порядок экологической сертификации и экспертизы, квотирование выбросов). Эти меры, очевидно, мотивируют хозяйствующих субъектов добиваться большей экономической эффективности за счет оптимального использования природных ресурсов. При этом, по мнению автора, российская система экологического контроля обладает значительным потенциалом для совершенствования. В исследовании подробно рассматриваются компоненты этой системы, формулируются основные направления возможной ее реформы. Так, среди острейших вопросов обозначены: недостаточный размер штрафов за нарушение природоохранного законодательства (и, как следствие, несоответствие взыскиваемых с нарушителей сумм уровню затрат на устранение последствий нарушений); требование строгого контроля уровня предельно допустимых значений для избыточно широкой номенклатуры веществ; практически неограниченная дискреция должностных лиц при принятии решений об установлении различных временных нормативов (лимитов), связанных с природоохранными ограничениями.
Отдельное внимание в статье уделено вопросам дисбаланса полномочий местной и региональной власти в сфере обеспечения экологической безопасности и при обращении с отходами производства и потребления. Автор считает целесообразным перераспределение функций по контролю за созданием и функционированием инфраструктуры сбора, сортировки, первичной обработки и переработки отходов в пользу органов власти субъектов Федерации, которые обладают по сравнению с муниципальными структурами всеми необходимыми для этого финансовыми и административными возможностями.