Архив статей журнала
Цель исследования – комплексный социологический анализ функционирования служб ранней помощи детям до 3-х лет в Красноярском крае. В задачи анализа входят: 1) изучение структуры службы ранней помощи, как социальной организации, функций ее элементов, системных связей и отношений между ними; 2) исследование удовлетворенности представителей клиентских семей работой служб ранней помощи; 3) исследование субъективных представлений сотрудников служб ранней помощи и представителей клиентских семей о содержании и смыслах работы служб. Авторами использованы методы социологического опроса, глубинного интервью, включенного наблюдения. На основании ряда показателей сделан вывод о преимущественно высокой эффективности работы служб ранней помощи. Раскрыта проблемная область функционирования служб ранней помощи, которая состоит в различии понимания целей и результатов работы с детьми со стороны клиентских семей и специалистов службы ранней помощи. Специалисты в качестве основной цели видят освоение детьми функциональных навыков, способствующих социализации и самостоятельности, а затем улучшение, приобретение учебных, когнитивных навыков. Родители, напротив, часто отдают приоритет учебным навыкам при постановке целей занятий. Данное различие способно снижать удовлетворенность родителей результатами ранней помощи и эффективность занятий. Выявлена зависимость уровня включенности родителей в работу с детьми совместно со специалистами служб ранней помощи от стажа занятий и возраста ребенка: чем больше стаж и чем старше ребенок, тем менее родители вовлечены в работу с детьми. Произведена социальная типология представителей клиентских семей по основаниям их включенности в работу с детьми и отношения к результатам работы с ребенком.