Архив статей журнала
Программа целевого набора - одна из ключевых программ по решению проблемы дефицита медицинских кадров. В последние годы в России увеличивается доля целевых мест в рамках бюджетного набора, усиливаются меры по обеспечению возвращения целевиков для отработки в местах прикрепления, однако результаты действия программы остаются дискуссионными. Аналогичные зарубежные программы классифицируются либо как финансовые меры стимулирования врачей для трудоустройства на периферию, либо как меры принуждения. При этом исследования показывают, что восприятие программы исключительно как программы принуждения создает негативное отношение к ней и снижает долю отработавших. В статье на основе 21 биографического интервью рассматривается восприятие программы целевого набора врачами, окончившими специалитет и ординатуру по целевому направлению и трудоустроившимися для работы в периферийные муниципальные образования Центрального федерального округа (ЦФО). Результаты проведенного исследования показывают, что оценка программы врачами-участниками шире поставленной проблемы. Восприятие целевиками программы не ограничивается дихотомией договора: с одной стороны, финансовые выгоды от получения бесплатного образования, с другой - принуждение, связанное с необходимостью отработки. Выявлены неявные издержки и выгоды, их баланс определяет восприятие программы целевого набора на разных этапах: поступления, обучения, возвращения для отработки. Негативный взгляд на программу связывается с отсутствием понимания у целевиков финансовых выгод от участия, необходимостью переезда из населенного пункта получения медицинского образования и нежеланием разрывать сложившиеся за годы обучения социальные связи, отсутствием условий для первичной профессиональной социализации, некомфортными условиями труда и жизни после возвращения для отработки. Для части информантов вынужденный характер отработки компенсируется возможностями получения престижного образования; перспективами реального опыта работы; профессионального и карьерного роста; дополнительными финансовыми и жилищными мерами поддержки; помощью коллектива и администрации учреждений, а также личными и семейными факторами, связанными с возвращением в родной населенный пункт или индивидуальными демографическими событиями.