Архив статей журнала
В настоящей статье автор рассматривает вопрос, связанный с особенностями толкования в мусульманской правовой семье. Автор отмечает, что в исламской правовой доктрине отсутствует термин, который был бы полностью идентичен понятию «толкование права». Наиболее близким по смыслу термином является «иджтихад», значение которого можно определить как деятельность мусульманского правоведа по разрешению религиозно -правовых вопросов при отсутствии однозначного ответа в главных источниках исламского права - Коране и Сунне Пророка Мухаммеда. При этом понятие иджтихада шире понятия толкования права, однако интерпретация полностью охватывается иджтихадом. Автор приходит к выводу, что основными характерными чертами толкования в мусульманском праве являются особый субъектный состав интерпретаторов, к которым предъявляется целый ряд требований (детальное знание положений Корана и Сунны Пророка Мухаммеда; высокий уровень владения арабским языком; знание теории отмены; знание и умение применять методы выведения правовых норм из первоисточников; знание вопросов, по которым у авторитетных мусульманских ученых имеется согласие), широкий перечь методов (кияс, истислах, истисхаб, аз-зарайи, истихсан и др.) и способов толкования (грамматический, логический, исторический, систематический), особая последовательность действий в процессе толкования, а также отношение к результату толкования как к вероятностному, а не абсолютному знанию.