Архив статей журнала
С татья посвящена обзору мероприятий по модернизации и расширению румынской военной базы «Михаил Когэлничану» при политическом и финансовом покровительстве США как стратегического партнера Румынии, считающего бассейн Черного моря зоной своих национальных интересов. Опираясь на информацию в румынских СМИ, автор объясняет, почему американские стратеги придают чрезвычайно важное значение этому военному объекту. В статье приводятся сведения о сегодняшнем наполнении базы и перспективах ее дальнейшего обустройства в контексте российской СВО в Украине.
В статье рассматриваются перспективы европейской интеграции, новый отсчет которой начался в 2022 г., когда было создано Европейское политическое сообщество и ЕС обрел три новые страны в качестве официальных кандидатов на членство в объединении. Исследуется политическая конкуренция в Европейском парламенте, основу которой составляет партийная система ЕС, включая коалицию христианских демократов, либералов и социалистов. Анализируются изменения в характере политических систем государств Западной, а также Центральной и Восточной Европы, стран Балтии. Характеризуется уровень отношений по линии ЕС - НАТО и ЕС - США в преддверии выборов в Европарламент 2024 г. Автор приходит к выводу о том, что роль западноевропейских государств в ЕС будет постепенно снижаться, в то время как усилятся страны «новой Европы» во главе с Польшей.
Саммит G20 в Индонезии (2022) уникален моментом своего проведения - в условиях глубокой трансформации современного миропорядка. Этот фактор усилил и без того заметную политическую составляющую экономических процессов, что проявилось в ходе переговоров на Бали. Особое внимание отведено встрече президента США и председателя КНР 14 ноября 2022 г. и в этой связи перспективам отношений между двумя странами. Следующий ключевой сюжет - особенности участия России в саммите, детерминированность попыток по ее политической изоляции накануне и в ходе самого мероприятия. Делается вывод о значении саммита для современного этапа мирового развития.
Мир вошел в коридор турбулентности: высокий уровень неопределенности нынешней транзиторной фазы миропорядка вследствие деформации (под давлением внешней изменившейся среды) институционально-правовой системы, сложившейся после окончания Второй мировой войны и претерпевшей всего лишь «косметический ремонт» после завершения «холодной» стадии биполярного противостояния, привел к тому, что феномен упорядоченности мировой матрицы растворился в бурных водах международных отношений. Любая трансформация - это путешествие без конечного пункта назначения, однако «схлопывание» миропорядка, которое фактически мы наблюдаем, - процесс намного более непредсказуемый и масштабный. Возвращение стратегической конкуренции держав, глобальный кризис лидерства, наличие крупномасштабного «горячего» конфликта в центре Европы делают «схлопнувшийся» миропорядок похожим на мир рубежа XIX-XX вв. с его безжалостным столкновением национальных интересов и острым соперничеством за ресурсы. Однако ДНК эпохи определяется уникальным набором маркеров (феноменов), поэтому анализ данной комбинации позволит нам не только увидеть весь «геном» целиком, но и артикулировать глобальные риски нынешней стадии преобразования мировой системы.
Реакцией Германии на крупный геополитический конфликт в центре Европы стала анонсированная правительством Олафа Шольца готовность страны к пересмотру существующих после окончания Второй мировой войны ограничений во внешней и оборонной политике ФРГ, ставших неотъемлемой частью германской политической культуры и неразрывно связанных с самой идентичностью германского общества. Речь идет о сдержанности во внешней и оборонной политике (которая порой перерастала в откровенную нерешительность), табу на поставки вооружений в зоны военных конфликтов и общей культуре пацифизма, в отношении которой десятилетиями существовал устойчивый консенсус между германским обществом и политическим классом. Станет ли заявленный «внешнеполитический разворот» Германии в действительности поворотным моментом истории или останется тактическим маневром в попытке избавиться от отягощенного «особыми отношениями» с Россией наследия 16-летнего правления Ангелы Меркель, зависит от множества причин, анализ которых представлен в статье.
В статье рассматриваются причины и последствия согласия Албании, Косова и Северной Македонии временно принять у себя политических мигрантов из Афганистана, обратившихся за американской визой. Сравнительно незначительное количество афганских беженцев, которых затронет это решение Тираны, Приштины и Скопье, отражает преимущественно символическую, продиктованную соображениями политической лояльности природу последнего. В краткосрочной перспективе несколько тысяч афганцев (из числа сотрудничавших с американскими властями у себя на родине) не станут причиной нового миграционного кризиса, но в дальнейшем их присутствие может негативно сказаться на безопасности Балканского полуострова в частности и Европы в целом.
В статье анализируется череда прошедших весной-летом 2021 г. саммитов «коллективного Запада», ставших отражением унификации подхода союзников к России и Китаю, рассматриваемых в качестве автократической угрозы для западной демократии и системы ценностей. Предложенная Западом формула взаимоотношений с РФ и КНР звучит как стратегическое сдерживание плюс сохранение диалога по определенному кругу вопросов. Формат контактов при этом предполагается разный: речь идет, образно говоря, о диалоговом окне для Пекина и форточке для Москвы. Автор приходит к выводу, что формирование единой позиции «коллективного Запада» было детерминировано новой внешнеполитической доктриной администрации Дж. Байдена, которая представляет собой переход от попыток силовой трансформации существующего миропорядка путем мультипликации демократий к точечному присутствию, обусловленному национальными интересами США и предложенной ими в качестве регулятора международных отношений защиты либеральных ценностей «коллективного Запада» от автократий. Подробно анализируются причины формирования новой внешнеполитической стратегии Соединенных Штатов, а также первые шаги, предпринятые в рамках последней: вывод американских войск из Афганистана и создание блока AUKUS.
В статье рассматривается политика США, проводимая новым президентом Джо Байденом и его администрацией в отношении евро-атлантических институтов, прежде всего НАТО и ЕС. В заключение представлен один из возможных сценариев дальнейшего развития американо-европейских отношений.
В статье рассматриваются текущие тенденции и проблемы отношений между Соединенными Штатами Америки и их европейскими союзниками - странами - участницами ЕС и НАТО; дается оценка перспектив развития этих отношений в период президентства Дж. Байдена, проводится анализ позиций США и Европы как центров силы, оценивается их роль в мировой экономике и политике, вклад в европейскую и международную безопасность. Особое внимание уделяется отношениям евро-атлантических стран по линии НАТО, учитывается стремление ЕС к «стратегической автономии» от США. В статье обозначаются контуры взаимодействия США и ЕС с внешним миром (особенно с КНР); исследовательский фокус нацелен на выявление объективных условий и факторов, которые напрямую не связаны с деятельностью конкретных политических лидеров и которые способны оказывать ключевое воздействие на развитие трансатлантических связей.
Представлены общие контуры изменений во взаимоотношениях между арктическими государствами - участниками Евро-Атлантического сообщества. В этой связи подчеркнуто значение постановки «гренландского вопроса» администрацией Д. Трампа перед официальным Копенгагеном. Исследуются направленность и содержание политики Датского королевства в области обеспечения безопасности и обороны во второй половине 2010-х годов с перспективой на десятилетие 2020-х годов. Особое внимание уделено политико-военным возможностям Дании как арктического игрока и влиянию на них фактора Гренландии.
В статье дается обзор мероприятий, проводимых Румынией по встраиванию своего военного потенциала в систему Объединенных вооруженных сил НАТО. Главное внимание уделяется процессу переоборудования и строительства под эгидой США военных баз. Рассматривается место Румынии как стратегического партнера США в контексте противоречий между Соединенными Штатами и ведущими европейскими державами, затрагиваются проблемы взаимоотношений с Россией, выражающей негативное отношение к инициативам США и НАТО на территории Румынии.
В статье рассматривается содержание экспертных дискуссий, разворачивавшихся в США в разные годы относительно целесообразности участия Вашингтона в Договоре по отрытому небу (ДОН). В фокусе внимания авторов - реальные и декларируемые причины, а также последствия выхода США из ДОН, факторы жизнеспособности договора и оценка преимуществ и недостатков сохранения своего участия в Договоре для России.
- 1
- 2