Архив статей журнала
В статье предпринята попытка анализа протестов в Республике Беларусь российскими и англоязычными средствами массовой информации. Рассматривается подача материалов в СМИ не только семантическая, но и смысловая: чему внимание уделено, а о чем, напротив, авторы предпочли умолчать. Делается вывод, что даже те СМИ, которые не поддерживают протестующих, не всегда рискуют при этом оказывать поддержку А.Г. Лукашенко лично. Интерес эта тема - как для российских, так и для англоязычных СМИ - представляет главным образом потому, что Беларусь - страна, которая тесно связана с Россией; следовательно, в материалах о Беларуси СМИ по большей части рассказывается о противоречиях между Россией и Западом. Что же касается Российской Федерации, то в статьях на обоих языках подчеркивается: для руководства РФ эта ситуация довольно неоднозначна, однако все-таки было принято решение оказать тем или иным образом поддержку Лукашенко: за десятилетия взаимодействия РФ и РБ по отношению к Лукашенко была выработана определенная стратегия поведения, и поэтому уже более-менее ясно, что от действующего белорусского президента можно ожидать чего угодно.
В список ключевых «проблемных узлов» для ЕвроАтлантического сообщества в области международной безопасности, помимо стратегического ухудшения отношений с Россией, «сирийского вопроса», роста международной террористической угрозы и необходимости денуклеаризации Корейского полуострова может войти еще один момент: скатывание к конфронтации с Исламской Республикой Иран (ИРИ). Заключенная 15 июля 2015 г. «шестеркой» (США, Великобритания, Франция, Германия, Россия и Китай) с Ираном «ядерная сделка» расценивалась на Западе как крупный дипломатический успех – в частности, именно так трактовала договоренности администрация Б. Обамы1 . Однако чуть более года спустя, с середины 2016 г. ИРИ стала подвергаться массированной критике со стороны ведущих западных держав.
Вопросы, связанные с интересами России и Запада, а также их перцепцией, приобрели особую актуальность в связи с такими сложными комплексами проблем, как конфликт между Россией и Украиной1 , политическая и гуманитарная катастрофа на Ближнем Востоке и драматическое влияние этих событий на Европу в целом, Россию и Германию, в частности. В этой связи я задался вопросом, – а что я мог бы предложить в качестве своего понимания внешней политики и политики в области безопасности. Постараюсь определить, каких принципов мы – россияне, немцы и европейцы – с нашими трансатлантическими партнерами, а также другими акторами, действующими в условиях многополярного миропорядка, – должны придерживаться для сохранения и восстановления (в случае необходимости) мира, свободы, соблюдения прав человека, демократии и обеспечения процветания.
Нынешнюю конфронтацию между Россией и Западом многие политики и эксперты склонны характеризовать как новую «холодную войну». Правильнее, однако, назвать ее глубоким кризисом их взаимоотношений. Это терминологическое различие предполагает иной вариант развития ситуации, чем в первом случае. Настоящая «холодная война», стоит это напомнить, была результатом соперничества двух противоположных идейно-политических и экономических систем, которое, несмотря на имевшие место разговоры о «конвергенции» последних, закончилось самоликвидацией одной из них