Архив статей журнала
С татья посвящена обзору мероприятий по модернизации и расширению румынской военной базы «Михаил Когэлничану» при политическом и финансовом покровительстве США как стратегического партнера Румынии, считающего бассейн Черного моря зоной своих национальных интересов. Опираясь на информацию в румынских СМИ, автор объясняет, почему американские стратеги придают чрезвычайно важное значение этому военному объекту. В статье приводятся сведения о сегодняшнем наполнении базы и перспективах ее дальнейшего обустройства в контексте российской СВО в Украине.
В статье рассматривается комплекс причин, повлекший за собой изменения приоритетов в политике расширения Европейского союза. На основе анализа документов, принятых на уровне институтов ЕС в последние годы, а также заявлений и действий, сделанных их главами и лидерами стран-членов, автор приходит к выводу о попытке союза перевести проблематику расширения в новую плоскость, сместить акценты с нормативной составляющей этого процесса (европеизации) на геополитику. Такая смена приоритетов вписана в общую стратегическую цель ЕС - достижение «стратегической автономии», которая, помимо всего прочего, подразумевает вытеснение из европейского окружения потенциальных конкурентов союза (России и КНР) через процессы дальнейшей европейской интеграции.
В статье анализируется комплекс причин, вследствие которых в России не произошло обвального падения экономики после введения многочисленных пакетов санкций со стороны ЕС, США и ряда других стран (после 2014 г. и в особенности после начала Россией СВО на территории Украины в феврале 2022 г.). Вместе с тем исследуются препятствия для экономического роста страны, которые возникли вне зависимости от рамок геополитического противостояния между РФ и Западом. Анализу подвергнуты системные угрозы, возникшие на пути социально-экономического развития страны.
Кризис системы европейской безопасности, который мы сегодня наблюдаем, бросает вызов современному мировому порядку. Порядку, который строился на фундаменте краха биполярной системы. Инструменты, которые использовались для создания новых механизмов по обеспечению безопасности на широком европейском пространстве, оказались очевидно неспособны к ее поддержанию в устойчивом виде, что привело к масштабному конфликту. В данной статье предпринимается попытка проанализировать исторический контекст, в котором после окончания холодной войны формировалсяись новый мировой порядок после окончания Ххолодной войны и система европейской безопасности, как его интегральная составляющая. Автор ставит вопросы о том, были ли альтернативы построению «натоцентричной» модели европейской безопасности и возможна ли ее адаптация к новым политическим реалиям современности в условиях системного кризиса в отношениях между Россией и Западом. В В статье представлены сценарии эволюции этой системы в обозримом будущем и возможности выхода из современного кризиса.
В статье рассматривается кризис российско-немецкого сотрудничества в энергетической сфере и его возможные последствия как для взаимоотношений двух стран, так и для мировых рынков. Отмечается, что налаживанию экономических контактов способствовала политика разрядки в начале 1970-х годов, позволившая ФРГ и СССР подписать ряд взаимовыгодных договоров. Своего пика это сотрудничество достигло в 2010-х годах после введения в эксплуатацию газопровода «Северный поток» и начала строительства «Северного потока - 2». Однако нынешний международный кризис привел к резкому сокращению поставок энергоносителей из РФ в Западную Европу, в том числе и в ФРГ. В этих условиях обеим странам пришлось кардинальным образом менять свою энергетическую политику. Если политическое руководство ФРГ сделало ставку на диверсификацию поставок энергоносителей (контракты с Норвегией, Нидерландами, Катаром) и возобновляемую энергию, то России пришлось в кратчайшие сроки переориентироваться на азиатские рынки (Китай, Индия). Делается вывод о том, что РФ и ФРГ в ближайшее время еще предстоит сформировать новую энергетическую стратегию.
Мир вошел в коридор турбулентности: высокий уровень неопределенности нынешней транзиторной фазы миропорядка вследствие деформации (под давлением внешней изменившейся среды) институционально-правовой системы, сложившейся после окончания Второй мировой войны и претерпевшей всего лишь «косметический ремонт» после завершения «холодной» стадии биполярного противостояния, привел к тому, что феномен упорядоченности мировой матрицы растворился в бурных водах международных отношений. Любая трансформация - это путешествие без конечного пункта назначения, однако «схлопывание» миропорядка, которое фактически мы наблюдаем, - процесс намного более непредсказуемый и масштабный. Возвращение стратегической конкуренции держав, глобальный кризис лидерства, наличие крупномасштабного «горячего» конфликта в центре Европы делают «схлопнувшийся» миропорядок похожим на мир рубежа XIX-XX вв. с его безжалостным столкновением национальных интересов и острым соперничеством за ресурсы. Однако ДНК эпохи определяется уникальным набором маркеров (феноменов), поэтому анализ данной комбинации позволит нам не только увидеть весь «геном» целиком, но и артикулировать глобальные риски нынешней стадии преобразования мировой системы.
Статья написана на основании официальных источников - Конституции Республики Сербии и избирательных законов Сербии по выборам Национальной скупщины и Президента Республики, материалов Республиканской избирательной комиссии (РИК), а также документов политических партий. Автор счел возможным также опереться и на информацию статей в сербской Википедии, посвященных выборам 2022 г., поскольку они основаны на достоверных статистических материалах, социологических опросах, материалах многочисленных сербских СМИ, публиковавших предвыборные статьи и интервью лидеров разных партий и коалиций, кандидатов на пост Президента Сербии, а также сведения о деятельности, стратегии, тактике этих партий и кандидатов, а также их результатах и возможных перспективах.
В статье анализируются отношения между Россией и Североатлантическим альянсом в течение последних 30 лет - с момента распада Советского Союза и организации Варшавского договора и до наших дней. Эти отношения были сложными и драматичными, отмечены взлетами и падениями, тесным сотрудничеством и кризисами, и по сути обозначили путь двух важных акторов мировой политики от холодной войны периода биполярной конфронтации до новой холодной войны периода глобализации. Вскрываются причины подобного драматического хода событий, предпринимается попытка анализа мотиваций обеих сторон и путей выхода из нового витка конфронтации.
Современное состояние российско-чешских отношений характеризуется в статье как «продолжающийся и глубокий кризис». Отмечается отсутствие единства мнений в чешском обществе и среди политической элиты относительно российской агрессивной политики. Выявляется антироссийская риторика во внешнеполитических документах чешского правительства, которое в настоящее время не способно урегулировать отношения между Россией и Чехией. Предполагается, что будущее российско-чешских отношений зависит от парламентских выборов в Чехии (ноябрь 2021 г.), по результатам которых будет сформировано новое правительство.
В статье исследуется вопрос изменения внешней политики Австрии после прихода С. Курца сначала на пост министра иностранных дел (2013), а затем - канцлера страны (2017). После вступления Австрии в ЕС в 1995 г. внешнеполитическая активность страны как в Европе, так и за ее пределами стала постепенно идти на спад, что объяснялось не столько ограниченностью ресурсов, сколько поглощенностью политической элиты внутренними делами. Ситуация стала меняться после назначения в декабре 2013 г. С. Курца главой австрийского МИДа. Именно с его именем были связаны попытки поднять престиж страны на международной арене. В первую очередь он использовал нейтральный статус Австрии и традиции проведения встреч на самом высоком уровне в австрийской столице для повышения престижа страны. Переговоры между западными странами, Россией, КНР и Ираном по ядерной программе в 2014-2015 гг., заключительный этап которых прошел в Вене, стал крупным успехом австрийской дипломатии. Наряду с этим Австрия стала жестче отстаивать свои национальные интересы в Европе, развивая параллельно сотрудничество с ЕС в сфере обороны и безопасности границ. Большое внимание уделялось и отношениям с Россией, которая является традиционным экономическим партнером Австрии. Однако вместе с тем активизация внешней политики имела и ряд негативных последствий. В частности, она привела к некоторому ухудшению отношений с ЕС, а также Турцией и ближневосточными странами из-за произраильской позиции Вены. Делается вывод о том, что основной задачей австрийской внешней политики в ближайшее время станет поиск баланса между национальными интересами и международными обязательствами.
В данной статье рассматривается внутриполитическая ситуация в Беларуси за период с октября 2020 г. по март 2021 г., характеризующаяся нестабильностью и затянувшимся кризисом, начавшимся в стране после президентских выборов 2020 г. Также анализируется также реакция на происходящее в Беларуси со стороны России и Европейского союза.
В статье рассматривается политика США, проводимая новым президентом Джо Байденом и его администрацией в отношении евро-атлантических институтов, прежде всего НАТО и ЕС. В заключение представлен один из возможных сценариев дальнейшего развития американо-европейских отношений.